Көгээржик

Көгээржик

Кожаная утварь у тувинских кочевников была достаточно разнообразной. Почти в каждой семье имелось несколько кожаных сосудов. Среди них были фляги с высоким узким горлом, предназначавшиеся для кумыса и молочной водки. Грумм-Гржимайло писал: «Непременной принадлежностью и бедного и богатого хозяйства является широкая, из тисненной различными узорами толстой кожи, с узким горлом фляга, вмещающая обыкновенно до двух и более бутылок жидкости, в которой возят реже молоко, чаще водку». Хранили кисломолочные продукты в вместительных кожаных бурдюках (кёгер), имевших форму мешка с плоским дном. Такие бурдюки ныне почти не сохранились, в то время как көгээржики ещё сравнительно недавно широко пользовались для перевозки араки и кумыса. Затыкались көгээржики деревянными пробками, которые прикреплялись к тулову сосуда кожаным ремешком. Көгээржики достигали почти 40 см высоты. Возили их привязывая к седлу. Маленькие көгээржики размером 10-15 см клали за пазуху с левой стороны. Такие маленькие фляжки называли также хойлаарак, иногда их привязывали к поясу.

Көгээржик был хорош тем, что благодаря частичному испарению жидкости через стенку из пористой кожи, хранящийся в нем напиток немного охлаждался и даже в жаркий день оставался прохладным. Көгээржик невозможно было разбить при транспортировке, он занимает объем, равный объему хранящейся в нем жидкости, уменьшаясь по мере ее потребления. После опрожнения көгээржик обязательно закрывался пробкой для сохранения остатков влаги, не позволяющей коже ссыхаться.

Шили фляги из кожи крупного рогатого скота. В течение нескольких дней кожу вымачивали в особой кисломолочной жидкости (сарыг суг), затем с нее счищали шерсть и мездру и выкраивали две половины фляги. После того как кожа немного подсыхала, на каждой половине при помощи деревянной матрицы и стержня выдавливали соответствующий узор (если не было матрицы, то узор наносили на готовый сосуд поцарапывая ножом или выдавливая заостренным предметом). Затем обе половины сшивали с внутренней стороны (наизнанку) специальным швом с кожаной прокладкой. Не зашитой оставалась лишь горловина сосуда. Затем флягу выворачивали, зашивали горловину и туго набивали ее сеном, землей, а иногда навозом. Если для орнаментации фляги не было матрицы, то, закончив шитье сосуда, по сырой коже выдавливали узор стержнем или нагретым железным утюжком, либо попросту процарапывали орнамент острием ножа. Затем сосуд подвешивали над очагом для копчения. По мере высыхания навоз, сено или земля осторожно удаляются. Операция считается оконченной только тогда, когда сосуд окажется окончательно высушенным, причем наблюдают, чтобы кожа не утратила свойственной ей упругости, т.е. не пересохла.

Характер орнаментации на обеих сторонах фляги по большей части существенно не различался, но иногда каждая плоскость имела свой оригинальный рисунок. Построение декора было весьма устойчивым. Края обычно окаймлял бордюр, состоявший из линейного пояска, либо пунктира, зубчатой полоски, Г- или Т-образного меандра. В центре украшаемой плоскости располагался относительно крупный узор. Его мотивы были достаточно разнообразны, чаще всего — это крестообразные фигуры с роговидными ответвлениями на концах, парноспиральные мотивы, передки также крестообразные розетки из четырех ромбовидных лепестков, спирали и другие солярные символы, а также свастикоподобные фигуры. В центральном медальоне встречаются также головы животных — преимущественно лошадей и оленей, иногда вместе с изображениями хвойных деревьев. В отдельных случаях декор одной стороны композиционно расчленялся узорной вертикальной полосой. Рассматривая орнаментировку көгээржиков, нельзя не отметить выразительность их тисненого рисунка, уравновешенность композиционных элементов при строгости и четкости форм. Причем следует выделить ряд широко распространенных традиционных узоров, отличающихся лишь некоторыми деталями.

*Меандр — тип орнамента в виде ломаной линии.

Использованная литература:

Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы – Москва, 1974 – с. 127-129.
Даржа В. К. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников – Кызыл, 2003 – с. 95 – 96.

  • ctyva@yandex.ru