О подлинниках работ художников Тувы

О подлинниках работ художников Тувы
В Национальный музей Республики Тыва передан подлинник живописной картины на тему индустриализации «Станция Абаза» Ланзы Сергея Кончуковича. В конце 90-х годов библиотекарь Дворца культуры г.Ак-Довурак Ооржак Эльза Ажыкаевна сообщила нам, что в кладовке своего дома сохранила большое полотно 100х80 см. с подписью С. Ланзы 1971г. Благодаря Эльзе Ажыкаевне музей получил пополнение в фонд к сериям живописных произведений на тему индустриализации Советской Тувы. [caption id="attachment_8374" align="alignleft" width="419"] «Станция Абаза», 1971 г.[/caption] В Тувинской Народной Республике с начала 1940-х годов пропаганда промышленности также была центральной темой в изобразительном искусстве. «Великие пейзажисты прошлого сумели органически включить в пейзаж творения человеческих рук – дороги и постройки, сумели увидеть город пейзаж. …» [1]. Эта тема не обошла стороной творчество С.К. Ланзы. Сергея Кончукович в своих произведениях красочной палитрой сочных цветов показал светлую гармонию с сочетанием дальних синевато-голубых отрогов Танну-Улы, с передними планами строящихся новостроек городов Хову-Аксы и Ак-Довурак. В этих произведениях мы ощущаем утреннюю свежесть, начало рабочего дня, трудовые будни комсомольских строек. На тему электрификации есть живописное произведение «Современная Тува. Теве-Хая. 1973г.» с высоковольтными вышками посреди причудливых скал в виде лежащих исполинов-верблюдов, а на переднем плане мирно пасется отара овечек. Вдали, в перспективе, через прозрачный воздух с полыньей степным запахом виднеются отроги гор Кызыл-Тайга Сут-Хольского района. [caption id="attachment_8375" align="alignright" width="720"] «Современная Тува. Теве-Хая. 1973г.»[/caption] Вся история г.Ак-Довурака связана с открытием, разведкой и разработкой месторождения асбеста. [caption id="attachment_8376" align="alignleft" width="422"] «Комбинат Тувакобальт. 1976.»[/caption] Тогда город с населением 13,4 тыс. человек был городом молодежи со всех концов Советского Союза. В 1968 г. была достроена автодорога «Дружбы и Жизни», проходящая через высокогорные перевалы Западных Саян, спортивный комплекс с плавательным бассейном, благоустроенные жилые дома, детские сады, городская больница, Дворец культуры, профилакторий и другие жизненно важные объекты. Мы предполагаем, что работа «Станция Абаза» была передана в дар при открытии Дворца культуры г.Ак-Довурак от Министерства культуры Тувинской АССР. Данное полотно — результат совместной творческой поездки пленэра Союза художников Хакасии и Тувы. Картина сильно повреждена в некоторых местах: «потух» красочный слой, имеются небольшие сквозные разрывы холста, требуется рука профессионального реставратора по живописи. Также в Национальный музей Республики Тыва был передан подлинник живописной картины Татьяны Евгеньевны Левертовской «Тувинка».

Тыва познакомилась, благодаря величайшему труду первого директора Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва - Владимиру Петровичу Ермолаеву, со светской живописью в 1929 г., когда открылся первый тувинский музей. В основу художественного фонда музея легли старинные произведения русских и европейских мастеров, подаренные Эрмитажем и Русским музеем. Живописное произведение Т. Е. Левертовской долгое время бережно хранила работница Дома культуры села Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Домур Айлана Оолаковна. Полотно в некоторых местах начало рассыпаться, и она согласилась передать работу в Национальный музей им. Алдан-Маадыр, где будет проведена также частичная реставрация. Картина «Тувинка» была подарена Минкультуры Тувинской АССР при открытии Дома культуры в районном центре. На фоне голубых гор, в национальной одежде, с букетом цветов в руках изображен портрет молодой девушки. Полотно этюдного характера. На переднем плане фигура девушки, как алый цветок, колышется от дуновения горного ветерка, разгар лета. Внизу подпись самой художницы: «Т. Левертовская – 80 г.». Живописный портрет на фоне пейзажа - одно из явлений советского соцреализма. Портреты Т. Левертовской, обычно выполненные в классическом реализме, утончены в показе характера образов. Поэтому данное полотно выглядит свежо и радостно, как этюд, мгновение. Одаренность к рисованию Татьяна Евгеньевна начала демонстрировать еще в школьные времена, поэтому не удивительно, что дальнейшая ее жизнь была тесно переплетена с миром искусства. Свою творческую деятельность художник начинала с портретов политических деятелей Советского Союза и Тувинской Народной Республики. Немало сил вложила в книжную графику, создавая иллюстрации для Тувинского книжного издательства. Впрочем, одним жанром Левертовская не ограничивалась, с удивительной выразительностью и эмоциональностью работая и в других. В более поздних работах она с лирической проникновенностью демонстрирует колорит жизни того времени, отдавая предпочтение жанровым произведениям о человеке «сегодняшнего» дня. Это выражается в таких работах, как «По берегам Хемчика», «Букет Саян», «Кандан Уруле», «Делегаты съезда животноводов» и «Концерт на чайлаге». Умение улавливать и передавать в своих произведениях атмосферу изображенного мгновения позволили живописцу снискать всеобщее признание. Многие работы кисти Левертовской – живописные портреты, картины о тружениках Тувы и прекрасные пейзажи уголков нашей республики – хранятся в фондах музея. Так по крупицам возвращаются произведение художницы Т.Е.Левертовской, яркого представителя стиля русского реализма, члена Союза художников СССР, заслуженного художника Тувинской АССР. Человека, внесшего значительный вклад в становление и развитие изобразительного искусства Советской Тувы.

Б.С.Майны, методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ

Лит.: Федоров-Давыдов.1973.С.412-413. Чимит-Доржу Ондар. Путь инженера 2.

  • tuva-museum@mail.ru