Образ дракона в традиционной культуре

Образ дракона в традиционной культуре

На Востоке Дракон является символом силы и доброты. Дракон — это дух изменения, а поэтому дух самой жизни. Он связан с идеей плодородия и активности. Изображение Дракона является оберегом. Например, китайцы верили в существование таинственного и чудесного существа — дракона. Он появляется уже в древней истории, сохранились буддийские легенды, подтверждающие его существование. Изображение дракона можно увидеть в домах и храмах, орнаменте, на живописных рисунках и тканях. Он использовался для декоративных целей и считался символом императорской власти[4].

Для тувинцев, как и для восточных народов, характерен календарь, основанный на двенадцатилетнем животном цикле. Пятым по счету является год Дракона. По мнению Л.П. Потапова, среди рядовых тувинцев имелись представления о счастливом и несчастливом годе, причем критерием для такой характеристики являлась главным образом погода и ее влияние на хозяйство. Так, Год дракона — несчастливый, лето в этот год дождливое, грозы и град выбивают хлеб, нередко бывает наводнение. У юго-восточных тувинцев, напротив, год дракона (живущего в небе и производящего гром) считается счастливым, а человек, родившийся в этом году, живет хорошо [5]. Русские путешественники отмечали, что в богатых хозяйствах тувинцев имелась домашняя утварь китайского происхождения: разных размеров домбы — медные кувшины, чашки, медные половники (кумыш хола), глиняные сосуды — бутылки для хранения водки (томга, томчу), перегонный куб для выделки вина из молока или хлебного затора (бюргэр), и другие с изображениями драконов.[2] В Национальном музее РТ хранится нарядная одежда тувинского чиновника, сшитая из китайского шелка, на груди которого изображен дракон (ручная вышивка). Образ дракона появился в тувинской традиционной культуре примерно с середины XVIII в., когда северный буддизм был объявлен официальной религией тувинцев. С 1756 г. маньчжурская династия Цин сокрушила Джунгарское ханство, и территория Тувы оказалась под ее властью.[3] Цинское правительство, ликвидировав старые титулы и звания монгольского времени, учредило новые звания, чины и знаки их отличия. И это отразилось на одежде тувинских чиновников высшего ранга.

Образ дракона ярко выражен в тувинском фольклоре: героическом эпосе, мифологии, сказках. Улу (дракон) в фольклоре считается сверхъестественным существом, которое может считаться жителем Верхнего мира. В мифе «Пастушка, побывавшая в Верхнем мире», девочка, попавшая в Верхний мир смогла вернуться сев на «улу» (дракон), спустившегося с неба. В мифе «О происхождении юрты», Довураккай (букв. «довурак»- земля), заблудившись, упал в яму и случайно сел на хвост дракона, который поднялся в Верхний мир. Л.П Потапов отмечает, что у тувинцев имеются иррациональные мифологические объяснения явлений природы. «При ударах грома, который считали криком чудовища дракона (Улу), тувинцы выбегали из юрт и стреляли в небо. Точно так же поступали древние уйгуры, кочевья которых в VIII-IX вв. распространялись и на Туву. [6] Существует поверье, что гроза есть крик дракона. Оно останавливается только тогда, когда человек, рожденный в год дракона, просвистит или прокричит. Дракон кричит только горлом. Если он крикнет ртом, на земле не останется ни одного живого. Причиной этого является то, что у дракона во рту есть «Тос эртине» (девять драгоценностей) — золото, серебро, для того чтоб не потерять их дракон не открывает рот. А когда дракон машет хвостом, случаются молнии. В верхнем мире много драконов и поэтому гроза может начаться в одновременно в любом месте. Кости дракона бывают большие размером в гору. В местечке Кооп-Соок (Бай-Тайгинский район) умер один дракон. В последствии там образовалась гора Кооп-Соок (соок – кость).

Особую роль дракон играет в камнерезном искусстве тувинцев, который является одним из народных достояний республики, наряду с хоомеем (горловое пение), аржаанами (целебное озеро). Тувинские камнерезы, использующие в своей работе «чонар даш» — агальматолит дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня. Одним из излюбленных персонажей тувинских камнерезов является дракон, извергающий пламя.

Использованная литература: 1. Будегечи Т.Б. Художественное наследие тувинцев. М., 1995. С. 105-106. 2. Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край/Урянхай. Тыва дептер. Т.2. – М., 2007. С. 536. 3. История Тувы. Том 2., изд. 2, перераб. и доп./Под общей ред. С.И. Ламина. – Новосибирск: «Наука», 2001. С. 216. 4. Уильямс Ч. Китайская культура. Мифы, герои, символы. М.: Центрполиграф, 2011. С. 132. 5. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. С. 222-223. 6. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. С.292.

Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ

  • tuva-museum@mail.ru