Поступь тувинского театра
До революции в Туве не существовало театра. Лишь зачаточные элементы сценического искусства с давних времен встречались в народных играх, зрелищах. С 20-х годов в Кызыле началась постановка первых устных пьес, созданных участниками драматических кружков путем импровизации.В пьесах-агитках этих лет отражалась жизнь простого народа в прежние времена, критиковались социальные пороки феодального строя. Типичным примером импровизированных спектаклей 20-х годов может служить пьеса «Хам-оол», поставленная на сцене клуба партийной школы в Кызыле. В этой одноактной пьесе разоблачается реакционная сущность шаманов и лам.
В 1931 — 1935 гг. самодеятельное театральное движение получает дальнейшее развитие. Драматические кружки создавались не только в Кызыле, но и в районах. Распространение письменности, рост грамотности позволили издавать первые тексты пьес, расширять и улучшать репертуар среди самодеятельных коллективов. Авторами пьес, как и в предыдущее время, были сами кружковцы. В работе первых драматических кружков большое участие принимали представители зарождающейся национальной интеллигенции, партийные работники и ревсомольцы. Непременными участниками художественной самодеятельности, декораторами, актерами, а нередко и драматургами были В. Кок-оол, С. Тока, X. Анчима, М. Мунзук, Б. Ховенмей, А. Чимба, О. Полат, М. Момбужай, Мунзук Кара-кыс, О. Сундуй, С. Сиринсо, О. Долбаакай, М. Кызыл-оол, О. Лагба и др.
Центром работы тогдашних драматических кружков г. Кызыла были клуб им. Шагдыр-Сюрюна и клуб советских граждан, в котором силами советских учителей, врачей и работников миссии СССР в ТНР осуществлялись постановки спектаклей на русском языке. Художественные руководители и активисты клуба советских граждан оказывали действенную помощь участникам кружков, являлись страстными пропагандистами русского искусства. 25 марта 1936 г. по решению VIII Великого Хурала ТНР при Учебном комбинате в Кызыле открылась первая национальная театральная студия в составе 10 человек из числа наиболее одаренных самодеятельных артистов. Среди них были — М. Мунзук, А. Лантан, В. Монгальби, С. Баир, которые с первого дня основания студии самоотверженно трудились на ниве искусства.
Создание театральной студии в Туве фактически явилось началом рождения тувинского профессионального театра, большим событием в культурной жизни тувинского народа. Тувинский республиканский музыкально-драматический театр, основанный в 1936 г., является детищем Великого Октября. Ныне театральную карту СССР нельзя представить без тувинского самобытного искусства. Рождение театрального искусства тувинского народа в новой Туве есть яркое проявление его духовных сил, пробужденных революцией. Появление драматических произведений стало возможным только после введения национальной письменности. Тувинские авторы написали ряд пьес, среди них особенно тепло были встречены зрителями «Не забывай джута», «Чалым-Хая» В. Кок-оола, «Чего мать не видела, дочь увидит» С. Сарыг-оола, «Женщина» С. Тока, «Уничтожим противников колхоза» А. Пальмбаха и другие. Эти пьесы, естественно, еще не были художественно зрелыми произведениями, но они носили ярко выраженный агитационный характер, гневно осуждали старые феодальные порядки, паразитизм лам и шаманов, раскрывали значение революции. С первых шагов тувинская драматургия и театр были глубоко связаны с жизнью народа, стремились содействовать строительству новой жизни.
Встреча тувинского театра с русской советской драматургией, распахнувшей перед его коллективом новые широкие горизонты, произошла уже в первые годы основания театра-студии. В 1939 г. тувинский театр осуществил постановку спектакля «Любовь Яровая» К. Тренева на тувинском языке. Большая творческая помощь студийцам, оказана учителем школы № 1 В. Раевским, работниками постпредства СССР в ТНР. Студийцы имели возможность ознакомиться с любительскими спектаклями клуба советских граждан: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Назар Стодоля» Т. Шевченко, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя. В дальнейшем все эти спектакли получили свое второе рождение на тувинском языке, став достоянием десятков тысяч тувинских зрителей. Значительной вехой в развитии театра были пушкинские дни 1937 г. Вместе с советским народом общественность ТНР широко отметила столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Началось интенсивное изучение его творчества, были сделаны первые переводы. Пушкинские дни стали первым праздником русской литературы и искусства в Туве. Артисты-студийцы выступали с чтением стихов великого поэта на своем родном языке; на торжественном вечере был поставлен инсценированный отрывок из «Русалки».
Сочетание учебы в стенах студии с постановкой спектаклей и с выступлением в концертах перед широкой зрительской аудиторией способствовало росту сценического мастерства будущих артистов. По решению партии и правительства ТНР в 1940 г. театральная студия реорганизуется в Государственный музыкально-драматический театр. При театре функционировало училище по подготовке профессиональных артистов. Из Советского Союза были приглашены театральные специалисты: режиссер И. Исполнев, композитор А. Аксенов, дирижер Р. Миронович, балетмейстер А. Шатин, хормейстер С. Булатов, капельмейстер Л. Израилевич и другие. Они стали руководителями учебной и творческой деятельности театра, воспитателями первых тувинских профессиональных актеров, певцов, музыкантов. В театральном училище будущие артисты изучают наряду с общеобразовательными такие специальные предметы, как мастерство актера, техника сценической речи, сольное и хоровое пение, сольфеджио, танец и акробатика, история театра. Учеба сочеталась с практической работой по подготовке спектаклей и концертов.
Испытанием на творческую зрелость для молодого актерского коллектива явилась постановка в 1941 г. спектакля «Мятеж» Д. Фурманова. Работа над ним продолжалась около четырех месяцев. «Мятеж» ставил режиссер И. Исполнев. Успех постановки был обеспечен драматургическим мастерством самой пьесы, увлеченностью исполнителей и умением режиссера-педагога направить силы молодых артистов на создание ярких сценических образов. Искренностью, непосредственностью отличался спектакль «Мятеж», где, покойная ныне, заслуженная артистка РСФСР М. Севильба, выступавшая в роли Вали, сделала заявку на незаурядные творческие возможности. В образе Караваева актер М. Мунзук, ныне заслуженный артист РСФСР и народный артист Тувинской АССР, сумел раскрыть низменный образ коварного врага Советской власти. Спектакль «Мятеж» прошел с большим успехом и свидетельствовал о возросших творческих возможностях первого тувинского профессионального театрального коллектива.
Особенно кипучей жизнью жил театр в годы Великой Отечественной войны. Его силами были созданы спектакли героического звучания и мужественной силы, прославляющие братский советский народ, патриотическую помощь тувинцев фронту, вселяющие веру в победу над ненавистным врагом. Усилия творческого коллектива были направлены на яркое воплощение темы дружбы и патриотизма, на прославление ратных подвигов советского народа, грудью отстаивающего завоевания Великого Октября. Большое значение для развития тувинского театра в годы Великой Отечественной войны имели постановки пьес «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова. В «Русских людях» артисты театра сумели создать проникновенные образы советских патриотов, раскрыли душевное величие, гордую силу и мужество непокоренных русских людей. О вдумчивом отношении актеров к каждой роли в спектакле «Русские люди» говорит следующее высказывание режиссера И. Исполнева: «Характерным для актерского исполнения спектакля «Русские люди» является ансамбль. Все роли, начиная от самых больших – Сафонов, Васин, Глоба и др.– и кончая выходными ролями без слов, старательно изучены и исполнены учениками с большой художественной правдой».
Как на весьма характерный факт нужно указать на первый опыт освоения театром зарубежной классики. Коллектив театра с успехом поставил пьесу Мольера «Лекарь поневоле», оставившую яркий след в истории тувинского театрального искусства.
Значительное место театр уделял работе над оригинальными произведениями тувинских драматургов. Огромный интерес у тувинских зрителей вызвали спектакли «Хайыран-бот» В. Кок-оола и «Тонгур-оол» С. Тока. Подготовка этих спектаклей явилась для тувинских актеров серьезной творческой школой правдивого сценического воплощения знакомого им жизненного материала. Пьеса «Хайыран-бот» ярко показывает типичное явление в жизни феодальной Тувы - бесправие женщин и ненависть трудового народа к угнетателям.
Вопросы воспитания партийных кадров в духе революционной бдительности нашли свое яркое отражение в пьесе С. Тока «Тонгур-оол». Пьесы «Хайыран-бот» и «Тонгур-оол» до сегодняшнего дня не сходят со сцены, волнуя современного зрителя своей жизненной правдивостью, художественной выразительностью и идейной глубиной. Они сыграли большую роль в повышении сценического мастерства тувинских актеров.
Черты национального характера тувинцев - строгая сдержанность, сосредоточенность, приглушенность внешнего выражения чувств, не расположенность к внешней аффектации, развитое чувство юмора, в котором временами находил свое выражение народный оптимизм - все это, как в зеркале, отразилось в спектакле «Хайыран-бот». Этот спектакль выдержал на сцене театра около 900 представлений, став подлинным духовным сокровищем тувинского народа. На примере даже одного этого спектакля можно проследить рост профессионального мастерства целого поколения тувинских актеров. Заслуженная артистка РСФСР и народная артистка Тувинской АССР Мунзук Кара-кыс, являясь бессменной исполнительницей главной роли Кара, из спектакля в спектакль совершенствовала игру, добившись исключительной поэтичности, женственности и глубины душевных переживаний героини и подняв ее протест против угнетения до социального звучания.
Сам автор В. Кок-оол, заслуженный артист АССР А. Тавакай в роли шамана показали как бы сгусток темных сил обмана и лицемерия, порожденных феодальным строем. Народный артист Тувинской АССР Н. Олзей-оол с блеском ведет роль угнетенного, подавленного нищетой и бесправием арата Сарыг-Ашака, отчима Кара. В годы войны театр показывает трудящимся республики много монтажей, отражавших фронтовые события, концертов, идейная направленность которых была подчинена укреплению тыла и усилению помощи Красной Армии. Все это является частичкой той большой работы, которую под руководством партии молодая тувинская интеллигенция проводила в народе, воспитывая и укрепляя его стремление содействовать разгрому коварного врага и жить свободной, счастливой жизнью в единой многонациональной советской семье. Заслуги театра в годы ТНР заключаются также в том, что он воспитал первую группу тувинских актеров, которые и сейчас пользуются всенародным уважением в Туве. Театр с первых же дней стал национальным достоянием тувинского народа. Новый зритель, придя в зрительный зал, своим живым, свежим и заинтересованным восприятием произведений сценического искусства оказывал мощное воздействие на развитие театра. За годы Советской власти театр неузнаваемо вырос в творческом отношении и внес большой вклад в дело расцвета национальной по форме и социалистической по содержанию культуры тувинского народа. Если укрупненно, в нескольких словах охарактеризовать многогранный процесс развития театра, то, в первую очередь, нужно сказать о вполне ощутимой тенденции сближения с жизнью, с современностью, о крепнущих из года в год связях театрального искусства с массовым зрителем, о неустанных поисках наиболее яркого, эмоционально глубокого сценического воплощения образа положительного героя, утверждения идей интернационализма, патриотизма, мира и созидательного труда. Под руководством партийных организаций театр совместно с драматургами и широкой общественностью неустанно повышал идейно-художественный уровень постановок, утверждал в тувинском сценическом искусстве ленинские принципы народности и партийности, принципы социалистического реализма.
Мобилизующий для себя вывод сделал коллектив театра из постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946 г.). Вместе с тем на этом пути встречались и определенные трудности, связанные прежде всего с отрицательным влиянием культа личности, который в определенной мере ограничивал возможности художественного творчества. Были распущены балетная группа и оркестр. Нередко имела место предвзятая «переработочная» критика отдельных постановок («Запорожец за Дунаем» Г. Артемовского, «Сумонный учитель» С. Сарыг-оола и др.). Однако все это не могло остановить поступательного развития театра.
Одним из лучших спектаклей, поставленных в театре в первые послевоенные годы, была инсценировка романа «Молодая гвардия» А. Фадеева на тувинском языке (режиссер А. Богданова). Светлые образы молодогвардейцев, их героизм, рожденный любовью к социалистической Родине, глубокая чистота и благородство юношеских душ, вдохновляющая роль коммунистов, рабочих - все это было хорошо передано актерским коллективом.
Идейно-художественному росту театра во многом содействуют создание в 1947 г. русской труппы, деятельность опытных режиссеров: И. Забродина (1950 г.), Е. Меркуловича (1953 г.), С. Майера (1957 г.) и пополнение актерского коллектива молодыми одаренными артистами. Так, в 1955 г. в коллектив театра вливаются выпускники Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, воспитанники известных театральных педагогов Б. Жуковского, А. Яна и др. Среди них - С. Оюн, А. Тавакай, В. Монгальби, С. Мартай-оол, Д. Намчыл, К. Сапык-оол и другие. В 1968 г. Ленинградский институт выпускает из своих стен еще 14 тувинских артистов. Происходит дальнейшее освоение тувинскими актерами богатейшего наследия русской театральной культуры.
В 1951 г. национальная группа театра осуществила постановку бессмертной комедии Н. Гоголя «Ревизор». Коллектив театра удачно раскрыл гоголевские типы. Постановкой комедии «Ревизор» (реж. засл. арт. РСФСР и нар. арт. Тувинской АССР И. Забродин) национальная труппа театра показала свои большие потенциальные возможности. В печати высоко оценена игра Н. Олзей-оола в роли городничего, А. Чыргал-оола — Хлестакова, М. Мунзука - Осипа. Постоянное обращение театра к русской классике и советской драматургии стала традицией большого положительного значения. На его сцене кроме «Ревизора» идут такие произведения как: «Женитьба» Н. Гоголя, «Васса Железнова», «Мещане» М. Горького, «Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые» А. Островского, «Власть тьмы» А. Толстого, «Платон Кречет», «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Иркутская история» А. Арбузова, «Персональное дело» А. Штейна, «Барабанщица» А. Салынского, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Разлом» Б. Лавренева и др.
Вместе с тем театр постоянно знакомит зрителей с произведениями драматургов братских народов нашей страны. Живой отклик зрителей получили, например, такие спектакли как «Козы- Корпеш и Баян-Слу» Г. Мусрепова, «Хитрый Будамшу» Ц. Шагжина, «Медвежий лог» М. Кильчичакова, «Мой аил» Р. Шукурбекова, «В ночь лунного затмения» М. Карима и другие. В репертуаре театра видное место занимает мировая классика. С успехом идут пьесы Гольдони, Шиллера, Гюго, Войнич, Б. Стоу, Б. Нушича, Г. Запольской, X. Воулийоки, что свидетельствует о его растущих интернациональных связях.
Театр, работая в тесном содружестве с местными драматургами, осуществил немало постановок национальных спектаклей: «Осуществленная мечта» С. Тока, «Сумонный учитель» С. Сарыг-оола, «Любовью надо дорожить» С. Пюрбю, «Стремление», «В одном сельсовете», «Пробуждение» О. Саган-оола, «Ах, красавица», «Самбажик» В. Кок-оола, «Путь девушки» К- Сагды, «Товарищ директор» М. Мунзука и др. Выдающимся событием в истории тувинского театра, были, начиная с 1957 г., ленинские спектакли Н. Погодина - «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая»; Д. Зорина - «Вечный источник», М. Шатрова - «Именем революции»,. А. Штейна - «Между ливнями». С глубоким волнением и творческой одухотворенностью трудился коллектив над созданием спектакля «Человек с ружьем», первая постановка которого была осуществлена в 1957 г. на тувинском языке (реж: И. Забродин). Один из ведущих артистов театра, заслуженный артист Тувинской АССР О. Намдара в образе вождя сумел передать главные черты: идейную целеустремленность, веру в правоту своего дела, большую человечность и оптимизм. Раскрытию лейтмотива пьесы - единства Ленина и народа помогла удачно исполненная народным артистом Тувинской АССР Н. Олзей-оолом роль солдата Шадрина. Партия и народ - едины. Вот о чем сказал театр своему зрителю в спектакле «Человек с ружьем» на языке профессионального театрального искусства. Спустя десять лет, театр вновь обращается к пьесе о Ленине.
О. Намдара рассказывает: «С большой радостью вернулся я к образу Ленина в спектакле «Именем революции». И если мне удастся в какой-то мере, верно передать глубокою проникновенность ленинских дум, широту его исторического кругозора, умение молниеносно ориентироваться в любой ситуации, отеческую заботу о судьбах его современников и будущих поколений - значит не напрасно я, пастух и сын пастуха, учился актерскому мастерству».
Строительство коммунизма есть одновременно и процесс формирования духовной жизни общества, воспитания нового человек. «Главная линия в развитии литературы и искусств, - говорится в Программе КПСС,- укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед». Партия неустанно обращает внимание деятелей театра на создание правдивого образа современника - передового советского человека, который мог бы по-настоящему вдохновить зрителя. Эта задача и по сей день является определяющей для работников тувинского театра. Руководствуясь решениями съездов, Программой КПСС, областная партийная организация направляет деятельность театра на поиски нового, на борьбу за реалистические традиции, за высокий уровень мастерства, против равнодушия, серости и штампов. Глубоко партийная оценка деятельности театра в постановлениях бюро обкома КПСС, в докладах на совещаниях творческой интеллигенции республики (1963 г. и др.), наряду с признанием значительных творческих достижений, вскрывало серьезные недостатки в работе деятелей искусства, способствовала качественному улучшению репертуара театра, укреплению его связи с местными драматургами и оживлению деятельности концертно-эстрадного бюро. Справедливо указывалось, в частности, на жанровую ограниченность репертуара, на нередкое появление на сцене легковесных семейно-бытовых пьес, выбор которых определялся не социальной значимостью отражаемых явлений, а замысловатостью сюжетных перипетий. Из этой партийной критики были сделаны должные выводы.
В 1963 г. один из старейших драматургов Тувы, заслуженный - артист РСФСР н народный артист Тувинской АССР В.Ш. Кок-оол завершил написание пьесы «Самбажик» - исторической драмы о героической борьбе тувинских повстанцев против угнетателей-феодалов. В постановке данной пьесы зрители положительно оценили игру Олзей-оола - вожака восстания Самбажика, Е. Кенденбиль - бесстрашной девушки Чинчижик, М. Мунзука - отрицательного типа Кызыннай, богатство красок декоративного оформления С. Ланзы. Ежегодно театральные группы совершают многочисленные гастроли по всем районам республики.
При театре существует республиканское концертно-эстрадное бюро. Объем его работы, концертная деятельность из года в год расширяется. Если в 1962 г. было дано 152 концерта и обслужено 26,4 тыс. зрителей, то в 1966 г. состоялось уже 445 концертов с охватом 98,7 тыс. зрителей. Репертуар эстрадной группы разнообразен - советские и тувинские песни, музыкальные фельетоны, юмор и сатира, танцевальные, акробатические и цирковые номера, классическое горловое пение народов Востока, произведения русских и тувинских композиторов.
Усиливается связь театра с творческими коллективами других районов страны. За последние годы артисты театра и КЭБ познакомили с тувинским искусством трудящихся Хакасской и Горно-Алтайской автономных областей, Иркутской и Кемеровской областей, Красноярского края, Бурятской и Якутской АССР. Обмен творческими делегациями-группами имел место также с соседними аймаками МНР.
За тридцатилетнюю деятельность театром было поставлено более 250 пьес, много концертных программ, показано трудящимся республики 12300 концертов и спектаклей с охватом более 1 млн. 60.0 тыс. зрителей. Все это является одним из проявлений быстрого роста культурного уровня трудящихся республики, определенных достижений тувинского театрального искусства. Артисты выступают с новыми спектаклями и концертами в районных центрах, колхозных и совхозных клубах, красных уголках, молочно-товарных фермах, чабанских бригадах, на открытых площадках полевых станов и летних пастбищах животноводов. Только за последние пять лет коллективами театра, и КЭБ было дано 3006 выездных спектаклей и концертов, которые просмотрели 487,7 тыс. зрителей — полеводов, чабанов, охотников, механизаторов, рабочих промышленности и новостроек.
Гастрольные поездки артистов театра оказывают благотворное влияние на развитие самодеятельного творчества в республике. Так, например, в 1964 г. творческие работники театра принимали активное участие во время подготовки и проведения республиканского смотра художественной самодеятельности, в проведении праздника искусства «Солнце над Саянами». Ярким свидетельством расцвета театрального искусства в Советской Туве явилось проведение декады тувинского искусства в Москве (1964 г.). Москвичи высоко оценили лучшие образцы исполнительской деятельности тувинских артистов. Обращаясь к участникам декады, министр культуры РСФСР тов. Попов А. сказал: «Ваше искусство радует, греет души и воспламеняет сердца. Первый концерт в Москве был для вас серьезным экзаменом на мастерство». Высокую оценку тувинскому искусству дал также композитор В. Мурадели. «Культура тувинского народа - глубоко древняя и вместе с тем очень задушевная, свежая и чарующая, как пейзажи Левитана. В ней нет назойливых красок, а все очень просто, нежно, акварельно».
В театре выросла плеяда замечательных актерских индивидуальностей. Среди них заслуженные артисты РСФСР и народные артисты Тувинской АССР Кара-кыс Мунзук, Виктор Кок-оол, народный артист Тувинской АССР Николай Олзей-оол, заслуженные артисты РСФСР Хургулек Конгар, Максим Мунзук, заслуженные артисты Тувинской АССР Олег Намдара, Оюн Син-оол, Екатерина Кенденбиль, Александр Тавакай, Владимир Монгальби, артисты Борис Бады-Саган, Куулар Сапык-оол и др. Развитие театра идет в тесном творческом контакте тувинской и русской трупп, в обмене сценическим опытом. Среди артистов русской труппы имеются также замечательные мастера сцены: заслуженная артистка Тувинской АССР JI. Сысоева, артисты М. Рамазанова, Г. Черников, З. Голубева и другие.
Коллектив театра в целом добился немалых успехов и сыграл большую роль в идейно-эстетическом воспитании трудящихся республики. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что в его практической работе имеется немало недостатков, устранение которых настойчиво диктуется требованиями жизни. Нельзя забывать, что театр открывает свой занавес перед строителями коммунизма. Быстрое развитие культурного уровня трудящихся республики требует постановки театром крупных музыкальных, хореографических произведений, оперы, балета, развертывания филармонической работы, создания профессиональных коллективов хора, ансамбля и симфонического оркестра. Все это связано с подготовкой профессиональных певцов-вокалистов, артистов балета и оркестра. В настоящее время уже имеется перспективный план подготовки новых артистических кадров. Решается вопрос о создании в Туве театра оперы и балета, филармонии. С 1967 г. начнется строительство нового театра на 800 мест.
Вся история театрального искусства в Туве являет собой яркий пример заботы партии и правительства о развитии духовной культуры в Туве, яркий пример неисчерпаемых творческих сил тувинского народа. 50-летие Октября тувинский театр встречает такими пьесами, как «Между ливнями» А. Штейна, «Русские люди» К. Симонова, «Константин Заслонов» А. Мавзона, «Совесть» Д. Павловой, «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «Божественная комедия» И. Штока, «Осуществленная мечта» С. Тока, «Пробуждение» О. Саган-оола, «Любовью надо дорожить», «Красный поток» С. Пюрбю. Новый театральный сезон был открыт ленинским спектаклем «Именем революции» М. Шатрова. Коллектив Тувинского театра ясно и остро понимает необходимость еще более смелого вторжения в жизнь, необходимость быть в полном смысле слова современным.
Сейчас снова и снова вспоминаются слова В. И. Ленина о том, что искусство принадлежит народу, что народ получил право на настоящее искусство. В лице национального театра тувинский народ получил такое большое, жизнеутверждающее искусство. Сочетая новые художественные традиции с опытом русского и мирового искусства, развивая своеобразные национальные формы, тувинский театр внесет свой достойный вклад в развитие советского многонационального театра, в дело воспитания нового человека - строителя коммунизма.
Родион Окуй-оолович Далай-оол. Поступь тувинского театра / Р. О. Далай-оол // Ученые записки / отв. ред. Н. А. Сердобов. – Кызыл, 1967. – Вып. ХII. – С. 267-277.
- chukovka177@mail.ru