Герои нашего времени

Герои нашего времени

В этом году свое 25-летие грандиозным мероприятием отметила всемирно известная фольклорная группа «Алаш», один из флагманов тувинского фольклора, ансамбль мультиинструменталистов и мастеров тувинского хоомея, обладатель премии Грэмми за альбом «Jingle All the Way», записанный с королем американского банджо Белой Флером и его ансамблем «Флектонес».

На территории туристического комплекса ГУПа РТ «Маралхоз «Туран» в июле с большим успехом состоялось культурное событие года в Туве - фестиваль живого исполнения в формате Open Air «Алаш-фест» с участием Хакасского симфонического оркестра, Тувинского Национального оркестра; известных фольклорных групп Тувы - «Чиргилчин», «Тыва», «Одучу», «Хоомей-Бит», «Тыва кызы», «Хартыга», «Амырга-Моос», «Аян», «Шу-де», «Чайыр», «Уер» и многих других звезд поп-, фолк-, рок-музыки. О пройденном пути и дальнейших планах с художественным руководителем группы, Народным хоомейжи РТ Бады-Доржу Ондаром побеседовала кандидат культурологии, заслуженный деятель искусств РТ Марьятта Бадыргы.

МБ: На протяжении четверти века коллектив не теряет популярность и актуальность, собирает целые стадионы и радует слушателей тувинской музыкой. Как Вы думаете, в чем секрет успеха?

-Думаю, один из секретов кроется в интересном составе нашей группы, дополняющем друг друга. «Алаш» больше известен как трио, в котором я, каргыраажы, представляющий низкий регистр звучания, своего рода выполняю функцию фундамента коллектива, Аян Ширижик - хоомейжи, представляющий средний регистр и регулировщик темпа-ритма, и Аян-оол Сам - сыгытчы, демонстрирующий высокий регистр горлового пения, свершающий своего рода полет.

Но начинали мы большим составом, чем трио. В разные годы в «Алаше» работали замечательные солисты, незаурядные музыканты: Вадим Ооржак, Май-оол Седип, Начын Чооду, которых с нами уже нет - жизнь их оборвалась преждевременно, в расцвете сил. Пользуясь случаем, хочется почтить их светлую память и выразить дань уважения их таланту. С нами работал Сергей Сотпа, а совсем недавно к «Алашу» присоединился народный хоомейжи РТ, лирический тенор Кан-Хулер Саая.

МБ: Несмотря на молодой возраст и наличие серьезных конкурентов в музыкальной индустрии, группа с первых же дней приобрела неизменную популярность у публики, независимо от этнической, религиозной, языковой и географической ее принадлежности. Когда, при каких условиях и как создавалась группа, почему выбрали название «Алаш»?

-Каждому из нас было по 15-16 лет, когда группа создавалась. Когда поступил в 2000 году на 1 курс отделения национальных инструментов Кызылского училища искусств, нас, однокурсников, было много - свыше 20. Двенадцать из нас владели горловым пением. Кто-то посещал кружок хоомея в школах N°N° 5, 9 г. Кызыла, кто-то из района прибыл уже с навыками исполнения каргыраа, сыгыта, хоомея.

Поэтому мы возродили ансамбль «Чангы-Хая», в котором до нас состояли наши старшие братья Игорь Кошкендей, Андрей Монгуш, к тому времени уже окончившие училище. Но вскоре некоторые ребята оставили учебу по разным причинам, кому-то не хватило национального инструмента дошпулуура, когда вместо него дали балалайку - ушли, не захотев на ней играть.

Год спустя по приглашению знакомых Арата Хайдыпа нас пригласили в Норвегию для участия в фестивале этнической музыки «Ридду-Ридду», куда мы поехали втроем в нынешнем составе - Аян-оол Сам, Аян Ширижик и я. На второй год тоже повторно нас пригласили на тот же фестиваль. Тогда поехали шесть человек, вместе с матерью Арата Хайдыпа повезли в Европу тувинскую юрту через Москву-Питер. С Питера на автобусе поехали с юртой в Норвегию.

В 2001 году как ансамбль «Чангы-Хая» мы впервые участвовали в Международном конкурсе горлового пения и протяжных песен «Дыхание земли» в г. Улан-Удэ, завоевав там Гран-при. Далее состав ансамбля еще пополнился новыми участниками, в числе которых Хеймер-оол Ховалыг и другие. Большинство ребят остались в составе «Чангы-Хая», а мы малым составом: Сергей Сотпа, Вадим Ооржак, Май-оол Седип, Аян Ширижик, Аян-оол Сам и я, создали новый ансамбль «Алаш».

Название группе выбирали долго. Но так сложилось, что одним из коронных номеров нашей группы стали припевки (кожамык) «Алажымны» («Мой Алаш»), их нам напел Май-оол Седип. Тот, в свою очередь, перенял у своей бабушки. Также мы пытались исполнять музыкальный номер «Алажымны» Хунаштаар-оола Ооржака. Алаш - река в местечке Баян-Кол Барун-Хемчикского района, где родился великий мастер тувинского хоомея.

Наш учитель хоомея в Республиканской школе искусств Конгар-оол Борисович Ондар давал нам наставления и напутствия. Справедливо советовал, что название группы должно быть кратким, звучным и удобным в произношении. Так мы остановились на варианте «Алаш», и в 2003 году на IV симпозиуме хоомея выступали под этим названием. В первое время концертную программу мы специально комплексно не сочиняли, а исполняли не известные, не аранжированные ранее народные песни. Занимались в помещениях Кызылского колледжа искусств, а с 2003 года, с созданием Тувинского Национального оркестра, куда мы, будучи еще студентами 3-го курса, трудоустроились, начали заниматься в Доме народного творчества.

Неизменными для нашей группы была связь с этнической музыкой, применение широкого тембрового спектра горлового пения, энтузиазм, творческий задор позволили нам просуществовать четверть века, дай бог еще столько же концертировать!

МБ: Сколько концертов дает группа «Алаш» в год, каков график ее выступлений?

-«Алаш» ежегодно дает около 10 концертов в пределах Тувы и в регионах России. Мы не отказываемся от выступлений в концертах правительственного уровня, различных благотворительных акциях. «Алаш» не раз был хедлайнером таких авторитетных фестивалей, как «Мир Сибири», «Голос кочевника», «Джаз на большом органе», «Орган без границ» и другие.

До пандемии мобильный состав нашей группы ежегодно позволял давать около 100 концертов и мастер-классов в городах Америки, Европы и Азии, позиционируя и прославляя прежде всего этническое многообразие российской культуры. Мы с успехом сотрудничаем с академическими оркестрами. В частности, с большим успехом проходят совместные концерты «Симфония хоомей» («Гармония хоомей») с Симфоническим оркестром Хакасской филармонии (дирижер В. Инкижеков), Красноярским академическим симфоническим оркестром (дирижер М. Мосенков).

Партитура для оркестра написана молодым тувинским композитором Сугдэром Людупом. Данный проект имел ошеломляющий успех и повторялся четырежды - два раза в Кызыле, Абакане и Красноярске с Красноярским филармоническим русским оркестром им. А. Ю. Бардина под другим названием «Эхо веков» (дирижер В. Шелепов). Везде был аншлаг, что говорит о совместимости с классикой и неугасаемом интересе к тувинской народной музыке.

Репертуар «Алаша» основан на традиционной тувинской музыке, стилях и приемах искусства хоомея и насчитывает более 100 песен и музыкальных композиций. Всего группой издано восемь альбомов (шесть самостоятельных и два в качестве приглашенных исполнителей), которые пользуются большим спросом на рынке аудиовизуальной индустрии. Основу нашего репертуара составляют подлинные образцы народной музыкальной культуры тувинцев: «Колхозчу мен», «Карачал», «Межегей», «Кожай биле Торгалыг», «Донуп хонар болдум-на бе?», «Бай-ла Тайгам», «Алажымны», «Дынгылдай», «Баштак-ла дээш мени канчаар» и другие. Главным саундтреком и визитной карточкой нашей группы, думаю, можно назвать музыкальный номер «Эдиски дег боостаамны» («Словно свирель мое горло»), представляющий собой демонстрацию всех стилей тувинского хоомея.

МБ: Как за рубежом воспринимается тувинская музыка в исполнении «Алаша», какие интересные моменты с гастролей можете вспомнить?

-Несмотря на то, что весь репертуар исполняем на тувинском языке, наша музыка никого не оставляет равнодушным. Тувинская музыка вызывает усиленное звуковое и визуальное восприятие. Не раз замечали, что наши слушатели мысленно вместе с ними попадают в Туву - загадочную и таинственную. В голове видят живописные пейзажи, погружаются в страну ярких звезд и голубого неба; чистых ручейков и высоких гор. Часто на наших концертах слушатели плачут, очищаются духовно, получают экстаз от музыки Тувы. Есть зрители, которые не пропускают наши концерты, кочуют с одного концерта на другой, из одного города в другой. Значит, наше творчество дает людям заряд энергии, нужную им вибрацию.

МБ: Знаю, что нынешний юбилей «Алаша» прошел внушительно, спонтанным фестивалем «Алаш-фест», который собрал около пяти тысяч зрителей за два дня. Получилось своего рода туристско-культурное событие в республике. Зрители наслаждались выступлением 13 коллективов. Общее количество принявших участие музыкантов достигло более 100 человек. И все это проводилось без бюджетных средств и других спонсорских ресурсов. фестиваль организовывался исключительно на вырученные средства?

-Да, это действительно так. Мы, конечно, боялись, что не окупится. Но, к счастью, фестиваль оправдал себя, расходы окупились. Главная цель - обеспечить качественный досуг граждан и гостей, приобщить население к музыке разных стилей и направлений, показать всю палитру звуков тувинского хоомея, достигнута.

Хочу выразить огромную благодарность, прежде всего, продюсеру мероприятия, нашему другу-коллеге Ангыраку Ховалыгу, которому по праву принадлежит идея проведения «Алаш-феста», главному организатору и координатору, за плечами которого сотни успешных проектов. Благодарим руководство Турбазы «Туран», где прошел фестиваль, творческие коллективы, артистов-музыкантов за сотрудничество, за оставленные незабываемые впечатления зрителям. Конечно, недочеты тоже были.

Получили столько благодарных слов в адрес организаторов, что решили на этом не останавливаться - проводить фестиваль ежегодно, по крайней мере, ближайшие три года. Безусловно, он нужен для формирования привлекательного позитивного культурного имиджа Тувы.

МБ: Как отмечали предыдущие юбилеи группы «Алаш»?

-Вообще юбилеи мы всегда стремились отметить какими-то приносящими пользу обществу проектами. Так, в предыдущий юбилей в 2019 году мы обеспечили детский фольклорный ансамбль «Эртине» Республиканской школы искусств (мы сами выступали в нем) музыкальными инструментами, дошпулуур, игил, кенгирге, бызаанчы.

В результате юбилейного концерта к 15-летию родилась идея Международного фестиваля «Хоомей в Центре Азии», который в этом году проводился в пятый раз. В ходе его первого проведения в 2015 году учредили День хоомея в Республике Тува.

В 2012 году «Алаш» обеспечил призовой фонд детского конкурса юных хоомейжи «Сарадак», приуроченного к 50-летию своего учителя Конгар-оола Ондара. Таким образом, пытаемся внести свой скромный вклад в развитие тувинского хоомея, культуры и искусства.

Всегда радуюсь, когда нашему примеру следуют другие хоомейжи, которые выступают спонсорами и оказывают материальную помощь в проведении того или другого мероприятия. Недавно порадовал щедрый поступок организаторов конкурса горлового пения «Сыгыт-хоомей Овур черде» («Сыгыт-хоомей на земле Овюрской»), приуроченного к 60-летию народного хоомейжи РТ Геннадия Тумата. Администрация Овюрского района обладателю Гран-при вручила табун лошадей, тем самым вознеся статус хоомейжи до статуса борцов хуреша.

МБ: В завершение расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах и перспективах развития вашей группы и тувинского хоомея вообще.

-Тревожит в последнее время уменьшение количества хоомейжи в нашей республике. Если раньше в конкурсах, особенно на симпозиумах принимали участие больше 100 человек, то ныне еле набираем 30-40 участников. Объяснение тому - незнание молодежи тувинского языка, без которого невозможно развить хомей; короткая продолжительность жизни среди хоомейжи, миграция людей из села в город.

Ведь хоомей, прежде всего, искусство кочевников-скотоводов. И когда хоомейжи уходит из привычной среды обитания, тесно связанной с природой, исчезает и искусство, соответственно. Сегодня большинство участников конкурсов хоомея - это выпускники Кызылского колледжа искусств, артисты Тувинского национального оркестра, сценические люди. Аутентичных исполнителей не заманишь на сцену. Поэтому, думаю, конкурсы надо проводить только внутри района, чтобы своих исполнителей «вытащить из тени», взрастить сельских, районных хоомейжи. Тогда мы сможем воссоздать, сохранить и развить локальные школы хоомея, сохранить аутентичность в исполнении, выявить традиционных мастеров хоомея.

Планов очень много. На своем опыте мы убедились, что тувинский хоомей совместим со всеми направлениями, видами, жанрами и стилями музыки. У нас был опыт совместной игры с музыкантами стилей поп, хип-хоп, рок, кантри, регги, блюграсс, современной, электронной и инструментальной музыки. Есть соблазн поработать с DJ музыкой, поскольку там тусуется огромное количество молодежи. Этой публике тоже хочется заявить о тувинском хоомее.

МБ: Спасибо, Бады-Доржу Владимирович! Творческого вдохновения, успехов и удачи в делах!

Послесловие. Показать народную музыку как стильную и современную - задача крайне непростая. Но «Алашу» это удается без труда, о чем свидетельствует аутентичный и традиционный, но в то же время свежий и новомодный репертуар, гармоничность и индивидуальная сложившаяся собственная эстетика. Неизменно естественная манера исполнения, без пафоса и наигранности, в то же время мощь и чистота вокала, дополняющая друг друга тембровая окраска, четкость функционала каждого из солистов, искренность и глубина исполнения - качества, которые присущи творческому почерку группы. «Алаш» по праву считается ведущим концертирующим коллективом, способным конкурировать и достойно представлять искусство сольного двухголосия на мировой музыкальной арене. Группа «Алаш» - «герой нашего времени», совмещающий в себе не только звездный состав, но и благородство в поступках.

И высоко будет Сулде (дух) тувинского хоомея, пока звучит музыка «Алаша»!

  • Марьятта БАДЫРГЫ, заслуженный деятель искусств РТ, кандидат культурологии.
  • Международная академия "Хоомей"
Тувинская ПРАВДА. №65 (18767) 28 августа 2024 года.