Творческий портрет Алексея Сарыглар

Творческий портрет Алексея Сарыглар

Алексей Ангыр-оолович Сарыглар (1966 г. р.) — уроженец с. Барлык Барун-Хемчикского района. С 8 класса увлекся барабаном, в армейские годы был ударником военного оркестра. Музыкальное образование получил в Улан-Удэнском институте культуры (учился до 3 курса), был участником институтского ансамбля «Сибирский сувенир». В 1994 г. закончил Кызылское училище искусств по классу ударных инструментов. Обладатель Гран-при республиканского конкурса эстрадной песни «Хову-Аксы–1995», после чего был приглашен в группу «Хун-Хурту». Заслуженный артист Тувы.

В фолк-группе «Хун-Хурту» является постоянным ударником, а также певец, исполнитель горлового пения в стиле борбаңнадыр, мастер-изготовитель национальных инструментов. Его хобби — это собирать музыкальные инструменты разных народов. В его коллекции имеется музыкальный инструмент уду (или уд), подаренный японскими барабанщиками после совместного выступления на концерте групп «Кодо» и «Хун-Хурту». Уду внешне похож на кувшин и используется для воспроизведения шума воды, а также в сочетании с борбаңнадыр, со звучанием демир-хомусов. В группе «Хун-Хурту», также практикуется игра на барабане годом народов Пакистана и Индии, называемых туарегами Западной Африки табла. Удачно использованы в песнях «Өвүр хадып чыдыр-ла боор» уд и хомусы, а «Өдүген-Тайга» — табла.

К нововведениям Алексея можно отнести использование широкого спектра традиционных для Тувы ударных инструментов — как фольклорных образцов, так и храмовых. Например, вываренные конские копыта дуюглар (одно привязано на колено музыканта, другое используется для постукивания) или хапчык (погремушка из высушенной бычьей мошонки, наполненной косточками). Все они необходимы для воссоздания национального звучания, которое тесно связано с тувинским аратским бытом. Главным инструментом Алексея является двусторонний буддийский барабан кеңгирге, дополняемый различными погремушками, колокольчиками и т. п. Изредка в руках Алексея оказываются бызаанчы или игил.

Писатель Чооду Кара-Куске советует всаднику, участвующему в скачках: «Изначальный темп нельзя менять и не нужно дергать удила лошади, но и не стоит давать излишней свободы — темп нужно держать умеренно…». Данный совет относится ко всем музыкантам, в частности, и к «Хун-Хурту».

  • Международная академия "Хоомей"
Непоколебимый сын горы Дугай: научно-популярное издание о творчестве Кайгал-оола Ховалыга / У.О.Монгуш; ред. Е.К.Карелина, А.А.Монгуш. — СПб : Сциентиа, 2021. — 193 c. : ил., нот. — (Чамбы-дипте чаңгы хөөмей = Эхо хоомея во Вселенной / ред. серии А.П.Дамба-Хуурак ; I т. серии). — Текст: электронный.