Творчество Кайгал-оола Ховалыга. Игилчи

Творчество Кайгал-оола Ховалыга. Игилчи

Еще с давних времен тувинцы с особым почтением относятся к струнно-смычковому музыкальному инструменту игил, звучание которого напоминает человеческий голос, а его возможности извлекать большое количество разных по окраске звуков и обертонов соответствует горловому пению хоомей. О древнем происхождении игила свидетельствуют не только архаичные черты его внешнего вида (кожаная дека, многожильные две струны из конского волоса), но и легенды и мифы, связанные с ним. В одной из легенд говорится, что, играя на игиле, музыкант и не заметит, как пролетит время, ведь извлекающие им звуки насквозь пронизывают человеческую душу. Потому среди всех остальных инструментов именно игил является наиболее досточтимым у тувинцев, ввиду удобного сопровождения протяжных песен (тув. узун ырлар).

Классические образцы традиционных наигрышей оставили для современного поколения народные виртуозы-игилисты Ак-оол Кара-Сал (1924–1986, уроженец с. Чыргакы Дзун-Хемчинского района), Андрей Чульдум-оол (1927–2001, уроженец с. Арыг-Бажы Улуг-Хемского района) и Саая Бюрбе (1924–2012, уроженец с. МогенБурен Монгун-Тайгинского района). Кайгал-оол Ховалыг с особым трепетом относится к вышеназванным уважаемым чоннуң чеченнери (народным мастерам). Их духовная близость и преданность своему инструменту доставляли каждому удовольствие от общения. На сегодняшний день с чувством гордости мы слушаем запись композиции «Өгбелер» ансамбля «Тыва», где Кайгал-оол следует манере игры Ак-оола Кара-Сала. И только благодаря исключительному природному слуху и умению схватывать на лету сложные мелодии ему это удалось. В 1980-е годы часто вместе гастролировали, а когда выступали в одном концерте, то Кайгал-оол с большим вниманием слушал исполнение Ак-оола. В то время редко кому, кроме Ак-оола Кара-Сала, удавалось одновременно играть на игиле и исполнять хоомей. В методической работе преподавателя хоомея Кызыл-оола Монгуша написано: «В настоящее время мелодические наигрыши на игиле Ак-оола Кара-Сала точь-в-точь может сыграть только Кайгал-оол Ховалыг. Таким образом, искусство тувинцев стало понятным другим народам благодаря распространению хоомей, сыгыт, каргыраа Кайгал-оолом. Он — достойный сын Тувы, который славит и возносит родную землю, свою родину».

Помимо Ак-оола Кара-Сала свой накопленный опыт в «надежный сосуд» передал Андрей Чульдум-оол: рассказы о желтогрудой птичке, про хозяина знаменитого Чыраа-Хоор (Каурого иноходца) и разные способы исполнения мелодических оборотов на игиле. Кайгал-оол отзывается о нем с особым почтением: «Когда с Тедом Левиным все вместе приехали к Андрею Чульдум-оолу, он сыграл нам на игиле настолько жалобно и проникновенно, что слезы на глазах навернулись. Он настолько увлекся игрой, что даже не обращал внимания на гнус, укусы и писк комаров, а мы, отмахиваясь от них, слышали прекрасную игру, замечательные комментарии к каждой песне, и записали особую манеру вибрирующего пения Андрея Ыдамовича. В скором времени после нашей встречи он отошел на небеса. До сих пор, как вчера, я слышу его наказы и помню эти слова: “Игра на игиле тесно связана с шаманским камланием”…».

От Андрея Чульдум-оола Кайгал-оол Ховалыг узнал о следующих традиционных инструментальных наигрышах: «Каурый иноходец» (Чыраа-Хоор), «Гусь-сирота» (Өскүс кас), «Крик желтогрудой птички» (Баа сарыг куштуң алгызы), «Рабочий [кастрированный] верблюд из Улясутая» (Улаастайлаан адан теве), «Бычий рёв». Кайгал-оол заметил, что мелодия наигрыша «Өскүс кас» полностью совпадает с мелодией на домбре казахов. В основном вышеперечисленный список и есть репертуар народного музыканта-игилчи.

Со временем на начальном этапе своего творческого пути Кайгал-оол понял, что нужно не только подражать своим учителям, которые достигли высшего мастерства, но и искать свой индивидуальный почерк, развивая добрые традиции народной игры. Издревле игру на игиле музыканты традиционно начинали с наигрыша Узун-хоюг (Протяжно-бархатный [нежный]), в свободной импровизации открывали и показывали широкий спектр возможностей инструмента.

Первый руководитель ансамбля «Тыва» З. К. Кыргыс считает, что Кайгал-оол Ховалыг был единственным в начале 1990-х годов, кто умел играть на игиле. Неслучайно в 1993 году он стал победителем на республиканском конкурсе «Игил Ак-оола»: I место он разделил с другим виртуозом-исполнителем из Бажын-Алаака — талантливым земляком Олегом Кууларом. Манеру игры Кайгал-оола (рисунок 1) можно уловить в импровизациях игилчи Евгения Сарыглара, а также в горловом пении Монгун-оола Ондара, Менги Монгуша и др.

#30летХунХурту

  • Международная академия "Хоомей"
Непоколебимый сын горы Дугай: научно-популярное издание о творчестве Кайгал-оола Ховалыга / У.О.Монгуш; ред. Е.К.Карелина, А.А.Монгуш. — СПб : Сциентиа, 2021. — 193 c. : ил., нот. — (Чамбы-дипте чаңгы хөөмей = Эхо хоомея во Вселенной / ред. серии А.П.Дамба-Хуурак ; I т. серии). — Текст: электронный.