Двигатель группы «Хун-Хурту»

Двигатель группы «Хун-Хурту»

Фолк-группа «Хун-Хурту» относится к мировому этно-музыкальному направлению world music. «Вооружившись» народными музыкальными инструментами и народными песнями, они сумели найти тот самый язык, который может посредством простых средств и приемов передать нынешнему поколению древний пласт музыкальной культуры тувинцев. Тема любви к Родине в песенной культуре большинства народов занимает центральное место. Анализ репертуара группы показывает тематические предпочтения. Если тувинец захочет домой и отправится, то он не поворачивает назад, даже если шапка останется по дороге, ничто его не остановит. Обилие таких песен в репертуаре группы «Хун-Хурту» (таблица 3) свидетельствуют о патриотизме и близости музыкантов к народу, дому. 

Однажды группа давала концерт в одном из американских детских садов, дети во время исполнения песен рисовали свои ассоциации. Большинство нарисовали лошадей, скачущих на «непонятных» музыкальных инструментах. Спору нет, топот копыт, ржание, темп скачек — отличительные черты «Хун-Хурту». Это, в свою очередь, является мужским достоинством для кочевника. В разных жанрах устного народного творчества у тувинцев конь занимает почетное место. Писатель Чооду Кара-Куске собрал по имевшимся в Туве материалам более 350 песен и припевок про коня [50, с. 78]. Как говорят, чем дальше, тем сильнее любовь. Интересно, что тема любви у группы «Хун-Хурту» на третьем месте. В основном, поют о своих любимых, которые ждут их дома, и это свидетельствует об их тоске по дому. К примеру, во всех народных песнях оттенок синтаксического параллелизма соединяет несколько тем, поэтому сложно однозначно разделить тематику взаимосвязанных переплетений в песенном репертуаре группы. Музыкальное оформление композиционного плана песен «Хун-Хурту» отличается определенными излюбленными приемами: вступительная часть всегда подсказывает слушателям характер песни при помощи звукоподражаний (ржание коня, цоканье копыт, свист ветра, пение птиц и голоса животных). После второго куплета материал вступительной части повторяется с прибавлением горлового пения. В качестве концовки песенной композиции — обрамление на материале инструментального вступления. В Государственной книге «Лучшие люди Тувы ХХ столетия» отмечен неповторимый облик группы, связанный со стилем традиционного исполнения хоомей и народных песен. Отметив наличие всех традиционных песенных жанров в репертуаре группы (см. таблицу 4), использование широкого круга тувинских музыкальных инструментов, М. М. Сундуй оценивает творческий потенциал «Хун-Хурту» как «энциклопедию музыкального фольклора тувинцев».

 

Репертуар группы формируется благодаря Кайгал-оолу Ховалыгу. Концерт группы «Хун-Хурту» обычно строится из 2-х частей, каждая продолжительностью по 40 минут из 12–13 песен. Первым номером всегда идет «Мөргүл» («Молебен»): подобно священникам, читающим сутры, они настраивают слушателей. Музыканты «Хун-Хурту» использовали текст из книги писателя М. Б.-Х. Кенин-Лопсана, где включено камлание шамана Күжүгета Серена (1913 г.р.), уроженца Кара-Холя Бай-Тайгинского кожуна. В 1974 г. автор услышал данное моление-камлание от известного носителя традиции, мастера-изготовителя национальных музыкальных инструментов Кужугета Балгана Ленчаевича и расшифровал его [12, с.199]. От исполнения группы «Тыва» этот номер отличается отсутствием звуков буддийских колокольчиков и барабанов, также звукоподачей в стиле каргыраа. Затем чередуются медленные песни (типа «Өскүстүң ыры», «Хонгорой», «Бээжин») и быстрые песни (о коне — «Эзир-Кара», «Дөнен-Шилги», или кыска ырлар — «Орай-ла болду», «Дадыр-додур»). Смысловым центром, золотой серединой концерта является сольное исполнение каргыраа Кайгал-оола, приводящее к кульминации (точке золотого сечения91) — песне «Өдүген-Тайга», которая является сердцем всего представления. Возбудив воображение слушателей образами конской скачки, убаюкав слух хоомеем, музыканты уносят зрителей в прекрасную тайгу через широкие степи и горные ущелья. Благодаря этим звукам слушатель, словно насыщаясь ароматами трав, леса, «купается» в природной чистоте. Заключительным номером концерта обычно звучит задорная песня («Декей-оо» или «Эки аъттар»), благодаря которой группа тепло и с благими пожеланиями прощается со зрителями.

Композиционный план концертных выступлений группы оттачивался постепенно. Даже для «впевания» в одну песню требовалось время. Солист группы Радик Тюлюш по поводу этого рассуждает так: «Песню «Даам- Дөзүн» [она же «Сарыгларлар». — прим. авт.] я пел на протяжении двух лет и только потом понял, как надо входить в образ песни. Если записать песню на диск, не входя в образ, то она застывает, словно фотокадр. Чем больше поешь, тем крепче опыт: наливаются соки, а потом созревают плоды».

Роль музыкальных фестивалей огромна. И вопрос глобализации в сфере музыки несет положительные стороны — общение разных этносов, разных традиций, разных языков и культур укрепляют уважение, понимание и связи между людьми. А самое главное — способствуют развитию и обогащению духовной культуры и самих музыкантов, и слушателей. Поэтому собравшиеся могут обмениваться практическим опытом, познавая в звуках корни прамузыки, объединяющие и аккумулирующие в одно целое весь человеческий род. Народы, утерявшие свои традиции, берут пример с тех, кто сумел их сохранить.

Некоторые фестивали поддерживают свой престиж благодаря именитым музыкантам и группам. Кроме того, это прекрасное время для свободных импровизаций, экспериментальных соединений, душевного очищения, а также культурного отдыха. Быть может, носители разных культур встречаются на фестивалях для сохранения мира на земле?

Многие упрекают группу за репертуар, практически застоявшийся в течение долгих лет. Однако не понимают того, что многократная шлифовка песен в концертных турне дает особые результаты. И это подчеркивает Теодор Левин, который тщательно следит за творчеством группы и восхищается тем, что одна и та же песня «Хун-Хурту» каждый раз в разных концертных выступлениях звучит по-новому. Кайгал-оол поясняет: «Почему-то люди осуждают нас, говоря, что мы не растем. Мы не гонимся за разнообразием, а стремимся возвратиться к истокам. Только при многократных повторениях песен, постепенно можно вжиться в прошлое и по-настоящему приблизиться к традициям предков». Эту же мысль поддерживает российский музыкант Сергей Старостин: «Привлекает то, что они пользуются истоками, то, что опираются на корни. И их продукт получил признание и поддержку. Причем это не шапочная популярность, это можно раздуть с помощью рекламы и чего угодно. Эта популярность заслуженная, достигнутая благодаря тому, что они пришли со своим лицом. Они никого не копируют». У каждого музыканта группы есть своя индивидуальная манера, своя точка зрения. 

Непоколебимый сын горы Дугай: научно-популярное издание о творчестве Кайгал-оола Ховалыга / У.О.Монгуш; ред. Е.К.Карелина, А.А.Монгуш. — СПб : Сциентиа, 2021. — 193 c. : ил., нот. — (Чамбы-дипте чаңгы хөөмей = Эхо хоомея во Вселенной / ред. серии А.П.Дамба-Хуурак ; I т. серии). — Текст: электронный.