Игил в жизни тувинцев – в прошлом и в настоящем Использование игила при подражании звукам природы и речи.
Использование игила в воспитании детей.
Традиционная национальная музыка была одной неразделимой частью этнографической культуры, душевного единства, украшением жизни народа. И вся красота душевной гармонии нации, все стремление народа к преодолению душевного дискомфорта и житейских трудностей воплощалась в использовании своих родных мелодий, исполняемых на разных музыкальных инструментах, и особое внимание тут уделялось игилу как средству воспитания. Раньше в каждой тувинской семье звучали игил, бызаанчы. Это имело большое значение в воспитании детей, создания устойчивости души растущего поколения. С первых дней игра на игиле сопровождала грудных детей: на нем играли для «убаюкивания» и успокаивания младенцев. Но разрешалось это делать только мужчине, что создавало дополнительный стимул для активности отца семейства, как исполнителя на игиле. При этом и другие члены семьи получали долю удовольствия. Этим создавалось семейное благополучие.Исправление серьезных психических расстройств людей с использованием игила
Стрессы и иногда шоковые состояния от трудностей жизни могут довести людей до нарушений психики. При таком состоянии у некоторых людей исчезала возможность реагировать на помощь и поддержку родных и близких. И тут на помощь приходил игил, его волшебные мелодии, извлекаемые из инструмента при искусной игре. Наблюдения показывают, что игил способен вызывать гипнотическое состояние души. Бывали случаи умелого и направленного исправления серьезных расстройств психики, избавления от душевных страданий. Это получило отражение в фольклоре тувинского народа. Например, легенда о мастере игры на игиле, который смог вывести из шокового состояния свою жену. Рассказывали о случаях, когда исполнители, мастерски играющие на игиле, умело успокаивали маленьких плачущих детей. Нужно было не только устранить с души ребенка страдания, но и быть ласковым, и все это было в возможности простого исполнителя на игиле, который вкладывал в мелодию всю душу, все мастерство. В тибетской медицине существует метод лечения звуками, который называется мелотерапией, в котором приятные мелодии стимулируют обмен веществ и кровообращение, улучшают работу головного мозга и центральной нервной системы. Известно использование ритма, тембра звучания мелодии при гипнотике. Для игила характерно обертоновое звучание, сейчас оно находит признание на всех континентах, и доходит до людей без слов – через звучание музыкального инструмента.VI Республиканский конкурс – фестиваль «Ак-оолдуӊигили»
На VI Республиканском конкурсе – фестивале «Ак-оолдуӊ игили» в честь 90-летия Заслуженного артиста Тувинской АССР Ак-оола Кара-Сала в проекте «Кɵшкүнхɵɵмей Республики Тыва» участвовало немного исполнителей на игиле. В основном исполнители показали свое мастерство исполнения песен на игиле и горлового пения в сопровождении игила. Участвовали профессиональные музыканты и самодеятельные исполнители. Были исполнены мелодии на игиле из репертуара Ак-оола Кара-Сала, а также старинные тувинские народные мелодии для игила. Приятно было слышать мелодии игила в исполнении молодых музыкантов из репертуара исполнителей старшего поколения т.е. поколения Ак-оола Кара-Сал, Хунаштаар-оола Ооржака, Маржывала Ондари.т.д. В том, что игил стал на твердый путь возрождения и дальнейшего развития, хочется отметить с благодарностью Валентину Юрьевну Сюзукей и ее огромный труд по возрождению и развитию тувинских музыкальных инструментов. Отрадно, что подражателей исполнения Кайгал-оола Ховалыга стало больше, но все-таки пока нет ему равных, он виртуозно владел игилом как исполнитель именно традиционных мелодий для этого инструмента. У него своя, очень тонкая и свойственная только ему манера исполнения. Уникальность его игры в том, что он не подражает другим, а ищет свое, неповторимое тонкое звучание.Автор статьи: С.К. Ноябрь
Культура Тувы: прошлое и настоящее, 2021 - №4 – с. 106-112.
- luba07041991@mail.ru