Буддийские музыкальные инструменты

Буддийские музыкальные инструменты

  Основным мелодическим инструментом буддийского оркестра является духовой язычковый инструмент бушкуур. Он состоит из тростникового мундштука и деревянного цилиндрического корпуса, на котором расположено 7 пальцевых отверстий для изменения высоты звука. Корпус заканчивается расширяющимся медным раструбом. Для разных экземпляров бушкуура колеблется от 60 до 80 см.

  Помимо богослужений на бушкууре играли вне храмам во время торжественных встреч и проводов какого-нибудь ламы высокого ранга, сопровождая его свиту. В Чаданском Устуу-Хурээ, например, при торжественных встречах ламы, играющие на бушкууре, иногда поднимались на крышу дугана. Бушкуур (тув. бүшкүүр) – технически подвижный инструмент, обладающий очень сильным звуком слегка гнусавого тембра. При обучении игре на этом инструменте большое внимание уделялось правильной постановке дыхания, его непрерывности при игре: вдох через нос должен был производиться одновременно с резким выдохом через рот, и исполняемая в это время мелодия не должна была прерываться в момент смены дыхания.

Бурээ (тув. бүрээ) – медный амбушюрный духовой инструмент низкого регистра. Известно три его разновидности: большой бурээ – длиной более 4-х метров, средний бурээ – длиной до 3 метров и малый бурээ – 1,5 м. Во время богослужения в храме играют на большом и среднем бурээ попеременно. Частое и пронзительное звучание малого бурээ обычно открывает мистериальное представление цам. Корпус бурээ представляет собой складывающуюся телескопически коническую медную трубу без игровых отверстий. Высота может незначительно меняться за счет изменений амбушюра. Бурээ, особенно средний, обладает очень сильным звуком, слышимым на большом расстоянии (до 30 км). Кандан – духовой амбушюрный инструмент, согласно религиозной легенде, изготавливаемый на бедренной кости умершей молодой целомудренной девушки. Инструмент этот имеет ярко выраженное символическое значение: он предназначен для общения с темными силами и злыми духами потустороннего мира. Кандан обычно изготавливался из меди, а концы его отделывались серебром. Раструб делался в виде головы дракона. Инструмент не имеет пальцевых отверстий. Его общая длина = не более 30 см. Звук у него низкого альтового регистра. Тун – духовой амбушюрный инструмент из морской раковины, на котором извлекается довольно громкий звук одной высоты, по тембру напоминающий звук рога. Используется как сигнальный инструмент, возвещающий о начале богослужения. Особой редкостью является раковина, концентрические круги которой раскручиваются против хода часовой стрелки. Она особо ценится и стоит очень дорого. В нее трубят только один раз в год, 15 числа первого месяца весны. Конга – небольшой колокольчик с ручкой, увенчанной очуром. Конга отливается из сплава цветных металлов и обладает мелодичным, звонким звуком. Этот инструмент является непременным атрибутом лам при любых богослужениях. Дамбыра – небольшой 2-х сторонний барабан в форме песочных часов с деревянным корпусом. Высота инструмента (от одной мембраны до другой) около 7 см, диаметр мембран – 9 см. Удары по мембранам производятся поворотом инструмента в разные стороны, при котором шарики, привязанные на ремешках, производят дробный стук то по одной, то по другой мембране.       Шан – большие тарелки, отлитые из сплава цветных металлов. Диаметр около 35 см. Играют на них ударяя друг о друга. Шан обладает очень сильным, звонким и долго не затухающим звуком. Кенгирге – 2-хсторонний барабан с диаметром мембран около 70-80 см. Он устанавливается на деревянной подставке, бьют по нему особой, выгнутой палочкой. Обечайка кенгирге обычно ярко разукрашена изображениями переплетающихся драконов.     Деншик – две маленькие тарелочки, отлитые из сплава цветных металлов с преобладанием серебра, которые соединены между собой длинной веревочкой или серебряной цепочкой. Деншик обладает красивым мелодичным звоном, который очень долго не затухает, звук как бы повисает в воздухе и плавно растекается, струится во все стороны. Он является атрибутом определенных религиозных обрядов, совершаемых в сумерки для общения с определенными духами – хозяевами земли, реки, перевалов. Караангы – плоский изготовленный из сплава металлов, диаметром около 50-60 см. Бьют по нему специальной палочкой с мягкой головкой. Звуки караангы служат сигналом к началу богослужения.   Дуудорум представляет собой деревянную раму квадратной формы 40 на 40 см с подвешенными в ней металлическими гонгами-тарелочками разной высотной настройки. Снизу рамы имеется ручка, за которую держат инструмент во время игры. Звук извлекается ударами по тарелочкам бамбуковым молоточком.       Ганди – длинная деревянная доска, изготовленная из сандалового дерева. Длина ганди около 2, 5м, ширина – не более 15 см, толщина – около 6 см. Звук извлекается ударами по доске одной палочкой, также изготовленной из сандалового дерева. При игре ганди кладут на левое плечо и поддерживают левой рукой, палочка находится в правой руке. Ганди имелся в Эрзинском хурээ и являлся сигнальным инструментом для созыва лам на хайлын хурал (одна из специальных обрядовых монастырских служб). Сигнал на этот обряд подается с крыши храма только ламой в звании хелина, одетого во все желтое.

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Сузукей, В. Буддийские музыкальные инструменты / В. Сузукей. – Текст: непосредственный // Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. – Москва, 2007. – С.66-74.