Детская фортепианная музыка А. Б. Чыргал-оола

Детская фортепианная музыка А. Б. Чыргал-оола
В творчестве композиторов Тувы фортепианная музыка – самая молодая ветвь. За исключением Владимира Тока, который получил крепкие основы фортепианной исполнительской школы в классе Е. Р. Близнюк в годы учебы в Кызылской ДМШ и продолжил образование у профессора Новосибирской государственной консерватории (НГК) Мэри Лебензон, среди тувинских композиторов нет профессиональных пианистов. Именно в творчестве В. Тока стал активно развиваться жанр камерно-инструментальной музыки, были созданы произведения для фортепиано, разнообразные по фактуре, звуковой и тембровой окраске, удобные для исполнения на инструменте. В Туве первое фортепиано появилось в семье золотопромышленников Сафьяновых. Из Санкт- Петербурга в их дом был доставлен инструмент фирмы «Шмидт и Вагнер». Приблизительно в это же время, на рубеже XIX–XX веков, появляются инструменты и в других зажиточных домах русских жителей Урянхайского края. Возможно, в их домах были и учителя музыки. После Октябрьской революции, в период становления молодой Тувинской Аратской Республики, инструменты были переданы клубам. Алексей Боктаевич Чыргал-оол впервые увидел фортепиано, («черный ящик») в 1941 году, во время учебы в театрально-музыкальной студии в Кызыле. Там он втянулся в изучение нотной грамоты. Кроме обязательных занятий он посещал уроки гармонии у А. Аксенова и фортепиано у Ю. Решес. А в годы учебы в Казанской консерватории, где он учился в классе композиции у профессора Альберта Семеновича Лемана, А. Чыргал-оол стал осваивать новые для себя музыкальные жанры, тем самым являясь их родоначальником в зарождавшейся тувинской профессиональной музыке. Он начал работу в области камерно-инструментального жанра, написав четырех частную программную сюиту для фортепиано, а затем одночастную поэму для скрипки и фортепиано. Первыми же заданиями по композиции были обработки тувинских народных песен и уже самостоятельные произведения в малых жанрах. Именно эти произведения и те, что были сочинены позже, в наше время широко используются в педагогической практике работы музыкальных школ и школ искусств Тувы как произведения детского фортепианного репертуара. Эти пьесы просты по форме, но очень ярки и образны по содержанию. Фортепианный цикл для детей «10 фортепианных пьес для детей», предназначенный для совсем маленьких, только начинающих свое музыкальное образование пианистов, состоит из программных жанровых миниатюр. Однако уже в нем есть произведения с элементами полифонии: Канон «Идут близнецы», «Арыкчыгаш» (ручеек), «Ыры» (песня); произведения с элементами технической трудности: «Этюд», «Бистиӊ Тыва» (наша Тува); яркие образные миниатюры: «Ойнаарак» (кукла), «Дыӊгылдай», «Ɵпей-ыры» (колыбельная). Другой цикл фортепианных пьес детского репертуара предназначен для учащихся старших классов, они имеют более развернутую форму, техничны и разноплановы в тембральной окраске звука: «Тыва улустуӊ ыры», тувинский танец «Декей-оо», «Танец кукол», «Песня». К сожалению, все эти произведения А.Б. Чыргал-оола для юных пианистов не собраны в единый сборник, часть из них можно найти в хрестоматии «Тувинская фортепианная музыка» (сост. В. Баскаков), в Сборнике   фортепианной   музыки   «Тувинские   мелодии»   1   и   2   части   (сост. Н. Правосуд), некоторые хранятся в виде рукописи в архиве нотно-музыкального отдела Тувинской национальной библиотеки им. А. С. Пушкина. В связи с этим настало время изданияотдельного сборника фортепианных произведений А. Б. Чыргал-оола для детей, который, несомненно, будет очень популярен и широко использован в педагогической практике. Автор статьи: А.А. Медведева Культура Тувы: прошлое и настоящее,  2021 - №4 – с. 51-52.
  • luba07041991@mail.ru