Традиционная методика обучения и современная система подготовки музыканта-исполнителя (на примере тувинской культуры)

Традиционная методика обучения и современная система подготовки музыканта-исполнителя (на примере тувинской культуры)
Музыкант-импровизатор в условиях традиционной культуры, как известно, воспитывался в системе устной методики. Однако сам механизм передачи знаний от учителя к ученику в тувинской культуре никогда серьезно не изучался. Существует лишь распространенное суждение о примитивности и простоте обучения, основанного на показе учителем и копировании учеником необходимых навыков игры на музыкальном инструменте или исполнения горлового пения. Активно действующий в традиции музыкальный язык, как правило, осваивался интуитивно и бессознательно фактически всеми носителями традиционной культуры на основе единой мировоззренческой концепции. Поэтому с детства усвоенные знания позволяют свободно общаться ученику с учителем, носителям одной этнокультурной традиции. Учитель, не прибегая к пространным теоретическим объяснениям, довольно быстро вводил ученика в курс дела. При этом у ученика активно задействуется механизм образно-ассоциативного и эмоционального запоминания, поскольку перед ним не стоит задача заучивания единичного, зафиксированного текста, требующего другого (рационально-репродуктивного) типа внимания и механизма запоминания. Именно поэтому во многих случаях народный исполнитель затрудняется ответить на вопрос о том, как он научился так петь или играть и кто его научил. Воспринимаемая учеником информация отличается полнотой и глубиной содержания и прочно хранится в долгосрочной памяти. Огромное значение имеет выработка навыков точного, быстрого и прочного запоминания музыкального материала за счет возникновения ярких эмоциональных переживаний, вызываемых понравившейся музыкой. Наглядным свидетельством того являются примеры из опыта сбора полевого материала, когда пожилые люди даже после большого перерыва в практике игры на хомусе (jew’sharp) или на игиле, брали в руки инструмент и начинали играть, вспоминая то, что они играли еще в молодости. Переключение внимания на новый, письменный тип культуры, начавшееся в Туве с 40-х годов ХХ века, качественно изменило и музыкально-языковые ориентиры во всех формах творческого самовыражения, включая и систему обучения музыканта. На смену устной системе воспитания носителя традиционной культуры, которая не была принята во внимание, пришла система европеизированного нотного обучения музыкантов-«народников» в государственных образовательных учреждениях культуры и искусства. Письменный способ обучения и письменный способ существования музыкальной культуры явились не просто альтернативой традиционному устному обучению. Обучение на письменной основе привело к качественному изменению народных исполнителей как современных носителей традиционной культуры. Если раньше народные музыканты были одновременно и творцами, и исполнителями-импровизаторами, то теперь выпускники народных отделений музыкальных учебных заведений являются только исполнителями; они уже не могут импровизировать. Обученные в новой системе ценностных координат музыканты фактически перестали быть носителями своей культурной традиции, хотя и обрели статус «профессионалов», то есть образованных или дипломированных музыкантов. Первая попытка дать официальное государственное образование исполнителям горлового пения хɵɵмея в Туве была предпринята в рамках Кызылского колледжа искусств им. А. Чыргал-оола. Администрацией училища был приглашен один из старейших исполнителей, Народный хоомейжи Республики Тыва Хунаштаар-оол Ооржак, давно мечтавший обучать молодежь, чтобы передать им секреты своего мастерства. За короткое время своей педагогической деятельности Х. Ооржак успел обучить несколько талантливых учеников, которые ныне являются едва ли не лучшими исполнителями хɵɵмея. Среди них одна из немногих женщин-исполнительниц Шончалай Ооржак, ныне артистка ансамбля «Тыва». Ее исполнение сыгыта признано мáстерским даже мужчинами- хоомеистами. Проблема, с которой столкнулась администрация Кызылского училища искусств в процессе работы Х. Ооржака в училище – это ведение преподавательской документации. Народный мастер не мог, и это вполне естественно, составлять программы и учебные планы. Методика великой бесписьменной традиции «учитель–ученик» никак не вписывалась в стандартные требования, предъявляемые к учебной документации. Ни одна инстанция, имеющая полномочия проверки деятельности училища, не могла принять к сведению специфику методики преподавания Мастера и тем более не могла подтвердить соответствующий его регалиям уровень оплаты его труда. Формальная причина – отсутствие диплома об образовании. Именно такая «нестыковка» профанирует процесс обучения. Нормы европейского музыкального мышления, которые необходимо было внедрить в тувинскую культуру, сильно отличались от традиционных и по существу представляли собой новый музыкальный язык, который предстояло освоить не только музыкальным деятелям, но и широким массам населения. Впервые в истории культуры тувинского народа проблема «усовершенствования» (то есть, модернизации) народных музыкальных инструментов возникла в 1943-44 годах, когда была поставлена задача создания в Тувинской Народной Республике собственной «профессиональной» музыки, в связи с чем были приглашены советские специалисты. Возникшая с первых лет строительства социализма необходимость переделывания традиционных инструментов диктовалась отличием между письменной и устной культурами. Причем отличие это резко начинало заявлять о себе исключительно в сфере инструментального творчества. В результате усовершенствований инструменты претерпели существенные изменения, были созданы оркестровые бызаанчы (четырехструнный смычковый инструмент) и игил. К их шейкам все-таки приделали скрипичный гриф и приблизили к ним металлические струны (заменившие волосяные) для того, чтобы во время игры их можно было прижимать к грифу. Специфика музыкального мышления тувинцев имела своеобразную форму «материализации», закрепленную в конструктивных особенностях инструментов, в особенностях их настройки, исполнительских приемах и в самой инструментальной музыке, имевшей устойчивую бурдонно- обертоновую звуковую структуру. Процесс «усовершенствования», вторгаясь во все вышеперечисленные компоненты исторически устоявшейся традиции, начал вносить необратимые для музыкального языка изменения в его структурную организацию. Традиционные тувинские инструменты имеют камерное звучание, неунифицированные размеры, волосяные струны, кожаную деку, такой способ звукоизвлечения, такую музыку и т.д. потому, что за всеми этими параметрами стоит своя концепция становления звукового материала, за действующая «вибрации» более тонкого порядка, чем звуковые построения в координатах равномерно-темперированного строя. Система образования является частью целостного социального организма и не может оставаться безучастной к изменениям его функционирования. Профессионализм в культуре – это единство социальных и эстетических параметров. Первые – это социальная выделенность определенной категории людей в обществе с соответствующим материальным обеспечением их деятельности, специальные формы бытования искусства и система подготовки профессиональных кадров. Второе – это высокий художественно-эстетический уровень. Социальные потрясения на постсоветском пространстве конца ХХ века кардинально изменили все сферы жизни, кроме взглядов на традиционное искусство как непрофессиональное. Основное, к чему готовила и готовит поныне система государственного обучения – это умение играть свою партию в оркестре под управлением дирижера, играть европейские произведения и обучать детей по нотной системе. Тем более что музыка тувинцев вызывает огромный интерес во всем мире как один из экстраординарных примеров проявления творческой фантазии человечества в мире звуков. Феноменальность тувинской музыкальной культуры заключается в том, что, несмотря на относительную немногочисленность носителей традиционной культуры, даже на массированную «атаку» масскультуры новейшими средствами звукозаписывающей техники, тувинская музыка сама в немалой степени начинает оказывать влияние на мировое музыкальное сообщество. Этот специфический опыт в сфере музыкальной (шире – звуковой) культуры расценивается как уникальный вклад тувинцев в развитие общечеловеческой культуры. Такому звуковому творчеству конкурентоспособных аналогов мировая музыкальная практика не знает.   Автор статьи: В.Ю. Сузукей Культура Тувы: прошлое и настоящее,  2021 - №4 – с. 53-56.
  • luba07041991@mail.ru