Тувинский музыкальный инструмент – демир-хомус

Тувинский музыкальный инструмент – демир-хомус

Демир-хомус – язычковый щипковый музыкальный инструмент, варган. Он также относится к числу самых распространенных как в прошлом, так и ныне инструментов. Он многократно упоминается почти во всех жанрах устно-поэтического народного творчества. Разновидности варганов:

  • Ыяш-хомус ( дая-хомус, сооскен-хомус);
  • Чарты-хомус (шавылаар-хомус);
  • Кулузун-хомус (шелер-хомус);
  • Демир-хомус (чес-хомус, хола-хомус).

Тувинский демир-хомус представляет собой железную вилку чаактары (щёки), со стальным язычком (дылы) посередине. Железная (иногда медная или латунная) вилка большей частью имеет форму плоской палстинки – у основания более широкой, у вершины более узкой. Стальной язычок-вибратор прикреплен или припаян в центре основания вилки и загнут у вершины перпендикулярно к её плоскости. Иногда вилка бывает круто загнутым четырехгранным железным стержнем, в разрезе имеющим ромбообразную форму. Бывают демир-хомусы и дугообразной формы. Традиционный тувинский демир-хомус имеет обычно небольшой деревянный футляр в форме национальной обуви кадыг идик, часто ярко разукрашенный национальным орнаментом. Он удобен, красив и надежно предохраняет хрупкий язычок от поломки. Общая длина тувинских демир-хомусов не превышает 7-8 см. Длина рабочей части язычка вместе с загнутым концом такая же. Основной тон, извлекаемый на демир-хомусе, находится в зависимости от общего размера инструмента и от толщины и длины язычка. При  ансамблевой игре все хомусы подстраиваются к одному тону (обычно к верхнему) за счет болшего загибания кончика языка, то есть язычок укорачивается или же слегка подтачивается. Демир-хомус является самым маленьким по размерам из всех музыкальных инструментов, имеющих художественную функцию. Он свободно умещается на ладони даже подростка. Несмотря на это, по своим исполнительским возможностям и по разнообразию репертуара он нисколько не уступает другим инструментам. Во время игры исполнитель подносит хомус к полуоткрытому рту так, чтобы края инструмента касались верхнего и нижнего ряда зубов, и указательным пальцем правой руки приводит в движение язычок, защипывая его загнутый конец. Колебания язычка образуют один основной остинатный звук, а мелодия строится из его обертонов, выделяемых исполнителем от основного звука изменениями объема полости рта, которая является и резонатором. Основным и наиболее важным моментом в технике игры на хомусе является овладение артикуляционными приемами и умение управлять дыханием. Демир-хомус тонко чувствует дыхание, он отзывчив на малейшие изменения объема полости рта и на направление и силу воздушной струи. Искусных исполнителей на демир-хомусе всегда было очень много. Это были и мужчины, и женщины, и дети. Женщины традиционно считаются прекрасными исполнительницами на хомусе. Особой популярностью демир-хомус издавна пользуется у молодежи. Игрой на нем вызывали из юрты или назначали свидание влюбленные. Звук демир-хомуса камерный, и в этом его особая прелесть. Музицирование на нем в домашней обстановке гораздо богаче, ярче и проникновеннее, чем на концертной эстраде. Традиционным способом изготовления демир-хомуса, применяемым мастерами и в наши дни, является ковка. Наиболее важным моментом, требующим большей тщательности, тонкости и точности работы, является прикрепление язычка к корпусу. От того, как это сделано во многом зависит качество инструмента. Особой популярностью пользуются демир-хомусы известного народного мастера Х. Идамчапа. Его хомусы отличаются особой отзывчивостью, мягкостью и гибкостью звука, чистотой основного тона и богатством обертонов.

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Сузукей, В. Музыкальные инструменты традиционного общества / В. Сузукей. – Текст: непосредственный // Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. – Москва, 2007. – С.75-99.