Тувинский музыкальный инструмент – чадаган

Тувинский музыкальный инструмент – чадаган

Чадаган – многострунный щипковый инструмент. Один из древних и самых распространенных в прошлом музыкальных инструментов тувинцев. Популярность чадагана также подтверждается многократными упоминаниями его в тувинском героическом эпосе, сказках, легендах, преданиях и народных песнях. На нем издавна хорошо играли как мужчины, так и женщины. Древний вид чадагана имел долбленный корпус, напоминающий перевернутый деспи (корыто) без дна, на обоих концах которого вырезаны углубления, где закрепляются 7 жильных струн, изготовленных из бараньих или козьих кишок. Настраивался инструмент передвижением подвижных подставочек из альчиков (кажыктар), находящихся под каждой струной в отдельности. Все исходные материалы для изготовления древнего чадагана тувинцы брали из повседневной жизни. Инструмент выставляли снаружи на юрту для сушки. Считается, что он будет готов, когда струны начнут потихоньку звучать при небольших дуновениях ветра. Его настраивают и начинают играть. По традиционному поверью, небесные божества с легким дуновением ветерка вдохнули в него «душу» и теперь с ним можно общаться, то есть он в состоянии «говорить», он обрел голос. При игре на чадагане тувинцы издавна применяли разнообразные приемы звукоизвлечения: играли щипком пальцев правой руки (шымчып ойнаар), щелчком (согуп ойнаар), перебирая струны (хылдап ойнаар) – левая рука остается свободной и служит только для передвижения подставок под струнами медиатором, сделанным из рога или копыта, и ударами деревянных палочек тогдур/догуур. Старинный чадаган звучал мягко, а современный – громко, поскольку имеет металлические струны. Самостоятельным инструментальным репертуаром чадагана в основном являются мелодии песен и их вариации. Есть устные воспоминания о том, что раньше на чадагане сопровождали и мелодические рецитации героического эпоса и сказок. По сведениям многих информаторов вплоть до ХХ века встречались чадаганы и с кожаной декой и струнами из конского волоса. Но более поздние модификации инструмента бытуют в двух основных разновидностях: одна в виде продолговатого узкого прямоугольного ящик (хомду) без дна, другая имеет вид широкого прямоугольного ящика (с дном), общей длиной не более 80 см и шириной не менее 40 см. Эта разновидность обычно имеет много (от 12-16 до 20 и более ) струн. Во всех этих экземплярах наблюдаются следы усовершенствований: струны из кишок заменены металлическими, применяются колки, гвозди, фанера и т.д. Как и у всех традиционных тувинских музыкальных инструментов, у чадагана нет строго установленных размеров. Поэтому все существующие экземпляры инструмента значительно отличаются друг от друга размерами, формой корпуса, внешним оформлением.  

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Сузукей, В. Музыкальные инструменты традиционного общества / В. Сузукей. – Текст: непосредственный // Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. – Москва, 2007. – С.75-94.