Тувинский музыкальный инструмент – бызаанчы

Тувинский музыкальный инструмент – бызаанчы

Бызаанчы – 4-х струнный смычковый инструмент. Один из самых распространенных как в прошлом, так и в наше время музыкальных инструментов тувинцев. Он также многократно упоминается и в устно-поэтическом народном творчестве. Бызаанчы состоит из двух частей: корпуса с кожаной декой и шейки, также заканчивающейся резной головкой в виде головы лошади. Имеет четыре струны из некрученого конского волоса. Смычок – в виде лука с двумя пучками волоса, продетыми между струнами. Все существующие экземпляры этого инструмента свидетельствуют о большом разнообразии размеров, форм корпуса, материала, из которого делаются корпус и дека, внешнего оформления, то есть каждый экземпляр оригинален и отражает вкус и умение изготовившего его народного мастера. Корпус бызаанчы может быть самым разнообразным по форме, размерам, материалу и по внешнему виду. Встречаются бызаанчы, у которых он сделан из коровьего или бычьего рога, широкое отверстие которого затянуто кожаной декой. Бывают бызаанчы с корпусом, сделанным из полого медного или деревянного цилиндра или же четырех-, шести-  или восьмигранного деревянного цилиндра. Для изготовления деревянного корпуса берется лиственница, изредка ель, сосна или кедр. Обработка древесины производится так же, как и для игила. Диаметр корпуса колеблется от 6-7 до 20 см, а глубина – от 10 до 25 см. Сквозь корпус проходит круглая шейка, заканчивающаяся четырехгранной головкой или резной головкой лошади. В головку  насквозь вставлены четыре длинных колка, на которые натягиваются струны. Шейка и колки делаются из древесины твердых пород. Общая длина бызаанчы колеблется от 65 до 100 см. Дека традиционно изготавливается из кожи, причем кожа тоже берется разная: козлиная, телячья, рыбья или маралья. Шкуру теленка, козла или марала обрабатывают так же, как и для игила. Рыбью кожу после снятия сразу натягивают на готовый корпус и сушат тем же способом. Для рыбьей кожи клей не нужен, она сама прекрасно приклеивается к древесине. Струны для традиционного бызаанчы делались из некрученого конского волоса, а в наше время конский волос также заменяется тонкой леской – её предпочитают из-за прочности. Длина рабочей части струн у бызаанчы легко изменяется при помощи подвижного верхнего порожка. Подставка под струны делается также большей частью из березы в виде небольшой прямоугольной пластины с выемкой в нижней части. Высота подставки примерно от 0,6 до 1 см. Расстояние между струнами на подставке около 5 мм. Лукообразный смычок бызаанчы обычно изготавливается из тальника. Внешнее оформление традиционных бызаанчы раньше не отличалось яркостью, но более поздние экземпляры стали разукрашиваться национальным орнаментом. В отличие от мягкого, бархатного тембра игила, тембр бызаанчы более резок, даже скрипуч и гнусав. Музыка, исполняемая на бызаанчы, одноголосна. Бызаанчы в основном используется как аккомпанирующий певцу инструмент или в ансамбле с другими инструментами. Бызаанчы является одним из наиболее распространенных музыкальных инструментов в наше время. Из 38 музыкальных инструментов, представленных народными мастерами на Республиканском конкурсе национальных инструментов, проведенном в 1986 году, наибольшее число (18) составляли бызаанчы. На бызаанчы издавна с одинаковым успехом играют и мужчины, и женщины. В современной Туве инструмент популярен и среди молодежи.  

  • Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
Сузукей, В. Музыкальные инструменты традиционного общества / В. Сузукей. – Текст: непосредственный // Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии. – Москва, 2007. – С.75-88.