Первая программа ансамбля "Чечек"

Первая программа ансамбля "Чечек"
Заместителем директора по концертной части в то время была назначена Надежда Николаевна Краюшкина, высокая, красивая, доброжелательная, веселая женщина, знающая свою работу. Артисты все ее очень любили. Она сразу начала заниматься вплотную концертно-гастрольной деятельностью. Начали приезжать артисты эстрады из России и из других республик страны. Приезжали Н.Сличенко со своей группой, эстрадная группа лилипутов, оркестр под руководством Лундстрема и многие другие. Определились со штатным расписанием филармонии, начали работать концертный и оперативный отделы, а также лекторская группа. После укомплектования ансамбля началась подготовка новой концертной программы, посвященной 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. До этого времени ансамбль выступал с программой, которая была подготовлена еще в училище. Для повышения актерского мастерства, параллельно с подготовкой программы, с молодыми артистами ансамбля проводились теоретические и практические занятия по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи. Уроки вели режиссеры Василий Журавлев и Иван Комбу, художественный руководитель ансамбля Роберт Лесников, балетмейстер Геннадий Тасенко и другие специалисты. Творческий коллектив ансамбля, его руководители, готовя новый репертуар, ставили перед собой задачу показать зрителям лучшие произведения тувинских и советских композиторов, отражающие преобразование в жизни людей, богатство духовного мира человека. В новую программу были включены народные песни, музыка, хореографические постановки, всего 28 номеров, в том числе девять танцевальных – массовых и сольных, хоровые произведения, классическое горловое пение, вокальные мужские и женские номера, выступление ансамбля хомусистов, Р.Н.Лесников, хорошо зная возможности каждого артиста, распределял сам – кому в хоре остаться, кому танцевать, кому готовить сольные номера. В начале программы в вокально-хореографической композиции «Песнь сердца, пробуждение» показано прошлое Тувы (музыкальное оформление А.Б.Чыргал-оола, постановка приглашенного балетмейстера Хусейна Альмухаметова). Продолжением темы звучит песня «Дивный Интернационал». Далее звучит Октябрьская тема – песня А.Б.Чыргал-оола «Ленин-Партия» и  продолжается в танце «Рожденные октябрем» в постановке балетмейстера Анатолия Огнева. Затем идет постепенный переход на современную тематику. Хор исполнял тувинские народные песни  «Тооруктуг долгай Тандым», «Бай-ла-Тайгам», «Тандым турда» в новой интересной аранжировке Р. Лесникова. Были  представлены танцы: «Дамбыралар» (в постановке приглашенного балетмейстера Х. Альмухаметова), «Звенящая нежность» (в постановке А. Шатина), «Барыня» (в постановке Р.Ульянова, тоже приглашенного педагога-хореографа). «Барыню» артисты на репетиции плясали с большим удовольствием, осваивали различные трюки. [caption id="attachment_4056" align="alignleft" width="212"] Ростислав Кенденбиль[/caption] В программу, кроме того, включили песни в исполнении мужского вокального ансамбля – «Возвращение солдата», «Песня табунщика», игровая песня «Арбай-хоор»; в исполнении женского вокального ансамбля  – «Колхозчу мен» в обработке Р. Лесникова, танец «Оленеводы» в постановке М. Мадеймиловой, сольные танцы и финальный танец на музыку Р.Кенденбиля  «Аъдым». Интересно вспоминает Роберт Николаевич Лесников о том, как из простой мелодии песни Р.Кенденбиля «Аъдым» сделали вокально-хореографическую композицию. Лесников предложил Ростиславу Докур-ооловичу переделать песню «Аъдым» под танец. Композитор сначала об этом даже слышать не хотел, он сказал, что это просто хорошая песня, а для танца надо специально музыку писать. Лесников ему дня два-три доказывал, что хороший ритм, как раз под цокот копыт, под скачки. Убеждал его, что ансамблю нужен такой ритмичный тувинский танец, где можно отразить любовь к лошадям. В конце концов, уговорил. Сели за рояль, поправляя, и дополняя друг друга, они из песни создали танцевальный ритм. Далее Лесников предложил, мол, у него есть в танцевальной группе и девушки, давайте в середину между куплетами включим медленную часть, чтоб после скачущих парней вышли красивые девушки, как лебедушки. Пока девушки танцуют, парни смогут немного передохнуть. Кенденбиль засмеялся: «Какой ты хитрый, Лесников, тебе надо, чтоб твои танцоры смогли еще и передохнуть!» Они вместе написали женскую часть. Так родилась композиция «Аъдым», которая до сих пор является «визитной карточкой» тувинской хореографии, вошедшей в золотой фонд ансамбля. Работали много, иногда и вечером после спектаклей проводили сводные прогоны, потому что на единственной сцене театра шли плановые спектакли и театральные репетиции. Никто не жаловался, что поздно… Артисты ансамбля готовы были репетировать всю ночь. Главное – они творили! Молодой задор, энтузиазм и энергия просто «выплескивались» наружу, творческая атмосфера рождала в юных головах новые идеи и предложения, которые Лесников воплощал на сцене. [caption id="attachment_4057" align="alignright" width="300"] Репетиция танца «Барыня», постановщик балетмейстер Рудольф Ульянов.[/caption] В этом ритме ансамбль работал до июня 1970 года. Зрители впервые знакомились с такой красочной, костюмированной концертной программой. Клубы небольшие, сидячих мест мало и многие зрители просто не входили в зал. Поэтому ансамбль давал в селах иногда по три концерта в день! С новой программой познакомили тружеников Каа-Хемского, Тандинского, Улуг-Хемского районов. В нечастное свободное время артисты обустраивались – налаживали свой быт. Ведь многие приехали из районов, обзавелись семьями, народили детей. Некоторые артисты учились и работали. Им приходилось налаживать жизнь с учетом  гастрольной деятельности, напряжённого графика репетиций. Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.
  • ansambl_sayany@mail.ru