Союз композиторов Тувы: навстречу 40-летию творческой организации

Аннотация: Статья посвящена истории развития композиторской организации в Туве. Представлены три поколения профессиональных композиторов Тувы, рассмотрены основные этапы в истории творческого союза. Специфическими явлениями современной музыкальной культуры Тувы стали союз самодеятельных авторов и коллективные проекты молодых композиторов.

Ключевые слова: Тува, музыкальная культура, союз композиторов, творческий союз. В 1978 году в Туве был создан Союз композиторов[1], которому в июне 2018 года исполнится 40 лет. Предыстория творческого союза начиналась в то далекое время, когда в 1930-х годах в Тувинской народной республике (ТНР: 1921–1944) рождались первые авторские образцы песенного творчества (театральных артистов Виктора Кок-оола, Максима Мунзука и др.), а для помощи в деле культурного строительства в период 1940–1950-х в ТНР (с 1944 г. Тувинскую АО) приезжали работать высокопрофессиональные музыканты из Москвы и Ленинграда (композиторы А. Аксёнов, С. Кайдан-Дешкин, оркестровые дирижеры Л. Израйлевич, Р. Миронович и др.).

Использование в творчестве приезжих музыкантов тувинского фольклорного материала заложило основы для появления первых национальных композиторов Тувы. Первыми получили профильное образование в период 1950-х годов Алексей Чыргал-оол (композиторский факультет Казанской консерватории), Ростислав Кенденбиль и Саая Бюрбе (композиторское отделение Ленинградского музыкального училища при консерватории)[2].

С основанием Дома народного творчества (1950) деятельность самодеятельных авторов шла в русле политики советского культурного строительства: под руководством песенной комиссии ДНТ (в состав которой входили авторитетные музыканты, поэты, артисты) регулярно проводились отборы лучших песен, которые далее принимались закупочной комиссией Минкультуры и публиковались в виде песенных листовок и в местных СМИ. Достаточно большое количество самодеятельных композиторов-песенников, появившихся в Туве в советские годы, способствовало продвижению идеи создания местного творческого союза. Знаковым событием стало проведение в июне 1962 года республиканской конференции композиторов и музыкантов, на которую съехались более 20 человек со всей Тувы (в основном, самодеятельные авторы). В работе конференции принимали участие приглашенные композиторы – С. Ряузов (Москва), Г. Чесноков (Новосибирск), А. Кенель (Абакан).

Однако, понадобилось время, чтобы творческий потенциал первых композиторов внутри тувинской музыкальной культуры раскрылся в достаточной мере[3] и чтобы количество профессиональных кадров достигло необходимого уровня: к концу 1970-х республика уже располагала местными композиторами двух поколений[4] (к старшим прибавились Хуреш-оол Дамба и Борис Нухов, закончившие, соответственно, Новосибирскую и Казанскую консерватории, а также Владимир Тока, обучавшийся в Новосибирской консерватории как пианист) и музыковедами (В. Сапельцев, З. Казанцева, З. Кыргыс). Таким образом, Союз композиторов Тувинской АССР насчитывал в своем составе поначалу всего 5 членов: 4-х композиторов – А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, Х. Дамба, Б. Нухова и музыковеда В. Сапельцева.

Первым председателем Союза композиторов Тувинской АССР был по праву избран А. Чыргал-оол, активно продвигавший идею создания СК Тувы: он пользовался заслуженным авторитетом среди коллег, избирался в руководящие органы СК РСФСР и СССР, был, по сути, «лицом» тувинской музыки за пределами своей республики. Весьма плодотворным в жизни Союза композиторов Тувы был период 1980-х годов: регулярные концерты и премьеры новых сочинений, профессиональное общение с коллегами из разных регионов, повышение мастерства путем участия в различных акциях российского и союзного значения[5], творческие поездки в Дома творчества композиторов СССР, пополнение состава – были приняты композитор Владимир Тока и музыковед-фольклорист Зоя Кыргыс. Члены творческого союза имели возможность совершать поездки по стране для сбора материала, оказывали методическую помощь местным самодеятельным авторам и проводили творческие встречи со слушателями в районах республики. Не лишним будет напомнить, что в советские годы четко соблюдались авторские права, композиторские опусы регулярно рассматривались закупочными комиссиями, а творческие союзы имели обязательную государственную поддержку.

За советский период существования Союза композиторов Тувы были организованы и проведены I–VI пленумы, включавшие концертные программы симфонической, хоровой, камерной музыки, концерты песен. Концерты пленумов с премьерами сочинений тувинских авторов привлекали заинтересованных слушателей, реально демонстрируя процесс развития и проблемы композиторского творчества в республике[6], давая возможность проявить себя исполнителям – местным и приезжим. Самым ярким событием композиторской жизни стало проведение фестивалей «Музыкальное лето в Туве»[7], состоявших из серии концертов-встреч со слушателями в разных районах республики и наглядно демонстрирующих включенность новой тувинской музыки в общесоветское культурное пространство.

Проведенный нами анализ композиторского наследия Тувы однозначно говорит о том, что самая значительная по числу произведений его часть приходится на период 1970–1980-х, а доминантой творческих устремлений тувинских авторов в то время была область симфонических жанров[8]. С уходом из жизни лидера творческого союза – А. Чыргал-оола (1989), композиторов Р. Кенденбиля и Х. Дамба (1993), отъездом из Тувы композитора Б. Нухова[9] и исключением из организации музыковеда В. Сапельцева[10] в первой половине 1990-х само существование творческой организации композиторов Тувы оказалось под угрозой. Создание в 1993 году объединенного союза профессиональных и самодеятельных композиторов Республики Тыва[11] стало компромиссной и временной мерой[12]. Период 1990-х годов был кризисным для композиторского творчества всей страны[13]. Хотя далеко не всегда было понимание между самодеятельными и профессиональными композиторами Тувы по вопросам развития творчества и самой организации, тем не менее, работа шла: проводились авторские концерты, встречи со слушателями, издавались песенные сборники, более скромно, по сравнению с советским периодом, проводились VII–IX пленумы СК Тувы. К сожалению, тувинские композиторы, сосредоточив свои силы в области творчества, мало внимания уделяли вопросам подготовки творческой смены, в результате чего образовалась «брешь» в преемственности поколений профессиональных композиторов. Данную проблему, в итоге, решали музыковеды: талантливый педагог З. Казанцева (с середины 1970-х гг. успешно вела кружок композиции в Кызылской ДМШ, позже в Республиканской школе искусств и училище искусств) и еe ученица, автор статьи (в 1990-е вела класс композиции в Кызылском училище искусств).

Таким образом, было подготовлено младшее (третье по счету) поколение тувинских профессиональных композиторов и музыковедов[14], которое позволило композиторской организации обрести «второе дыхание» в начале XXI века. В 2000 г. был возрожден профессиональный творческий союз в новом наименовании Тувинского регионального отделения Союза композиторов России (ТРО СКР). Наряду со старшими коллегами – Саая Бюрбе, Зоей Кыргыс, Зинаидой Казанцевой, Владимиром Тока, Сергеем Бадыраа, Валентиной Сузукей, Леонидом Каревым[15] – в ТРО СКР также вошла творческая молодежь, из которых стали членами СК России композиторы Чойгана Комбу-Самдан, Урана Хомушку, Буян-Маадыр Тулуш, Аяна Оюн (все выпускники Красноярской академии музыки и театра) и музыковед Аясмаа Монгуш- Баранмаа (закончила Дальневосточную академию искусств). В 2001 г. на X пленуме Союза композиторов Тувы впервые прозвучали новые сочинения молодых авторов.

В том же году в рамках проведения Дней культуры Республики Тыва в г. Москве был проведен камерный концерт в Музее А. Пушкина, где сочинения тувинских авторов старшего и молодого поколений были представлены в исполнении московских артистов. В июне 2003 г. состоялся XI пленум, посвященный 25-летию тувинской композиторской организации, был возрожден фестиваль «Музыкальное лето в Туве»[16], на который приехали маститые композиторы, помогавшие при создании тувинской организации (В. Казенин, Л. Лядова, Ш. Чалаев), а также коллеги из Красноярска (В. Пономарёв, В. Сенегин) и исполнители из Москвы. Тувинский союз композиторов снова почувствовал себя частью большого общероссийского профессионального сообщества, что стимулировало творческие проекты. Были организованы тематические концерты «Сказание о земле родной» (2005, 2006), мероприятия в честь юбилеев нынешних членов и основоположников тувинской профессиональной музыки. После XII пленума (2006) композиторы С. Бадыраа, Ч. Комбу-Самдан и Б.-М. Тулуш были делегированы в Москву, где приняли участие в работе IX съезда СКР[17]. В период 2000–2014 гг. председателем ТРО СКР являлась автор статьи, с 2014 года руководство творческим союзом перешло к молодым композиторам: его осуществляют Б.-М. Тулуш и Ч. Комбу-Самдан. Специфической чертой жизни композиторского сообщества в Туве является многочисленность среды самодеятельных авторов (по разной терминологии – песенников, мелодистов, полупрофессиональных композиторов), которые, будучи организованными сначала в музыкальной секции республиканского Дома народного творчества, позже в рамках объединенного творческого союза периода 1990-х, пришли к созданию в 2002 году своей независимой организации – Творческого союза композиторов Республики Тыва (ТСК РТ)[18]. ТСК РТ объединяет более 30 самодеятельных авторов из разных районов республики и г. Кызыла[19], организует республиканские конкурсы по созданию песен и инструментальных произведений, творческие встречи со слушателями, выпускает авторские и тематические сборники песен и пьес. Социокультурную значимость деятельности ТСК РТ не следует умалять: благодаря энтузиазму его членов продолжается преемственность в деле выявления народных талантов, развития музыкального творчества в глубинке и сохранения лучших песенных традиций в среде тувинских авторов, кроме того, самодеятельные композиторы активно создают произведения для юных музыкантов и различных творческих коллективов, обеспечивая репертуаром культурно-образовательную среду[20]. Совместное проведение ряда мероприятий показало, что оба творческих союза могут работать во взаимодействии, хорошо дополняя друг друга[21], при этом, выполняя разные функции внутри музыкальной культуры: ТСК РТ осуществляет связь между традиционными и массовыми видами музыкального творчества, в то время как ТРО СКР обеспечивает развитие академических (элитарных) видов музыкального искусства. Особо следует выделить крупные коллективные творческие проекты молодых композиторов Тувы[22], после которых заговорили о «тувинской могучей кучке»[23]. Первой из коллективных работ была опера «Мөңге аялга» («Вечная мелодия», 2004)[24], второй – детский балет «Шыяан ам…» (непереводимый сказочный зачин, 2011)[25], следующими стали концертные программы Государственного ансамбля «Саяны», представляющие собой промежуточный вариант между этнобалетом, песенной оперой и песенно-танцевальной сюитой – «В колыбели Саян и Танды» (2011) и «Золотые стрелы мечты» (2014). Крупными событиями последних лет следует считать осуществление проекта (впервые в истории Тувы) академического нотного издания – Собрания сочинений первого тувинского профессионального композитора А. Чыргал-оола[26] (чьё творчество было и остается своеобразным эталоном для композиторского сообщества Тувы), а также проведение фестиваля «Музыкальное лето в Туве – 2011»[27]. Важным событием 2012 года стал Республиканский конкурс юных композиторов имени Оксаны Кургек, призванный стимулировать детское творчество и увековечить память о самом молодом профессиональном композиторе Тувы[28]. Среди последних значимых акций ТРО СКР – организация и проведение I Межрегионального конкурса-фестиваля композиторов и исполнителей имени Владимира Тока (2016), благотворительного концерта с целью сбора средств на восстановление Музфонда и архива Союза композиторов Тувы (2017). К настоящему времени музыка тувинских композиторов стала не только неотъемлемой частью музыкальной жизни в родной республике, она звучит за пределами Тувы в рамках фестивалей современной музыки в России и за рубежом. Подводя итоги, историю развития композиторской организации в Туве можно условно разделить на несколько этапов: 1) подготовительный, связанный с профильным обучением первых национальных композиторов и развитием академических видов музыкального творчества в Туве (1950–1960-е гг.); 2) этап становления организации и формирования второго поколения профессиональных композиторов (1970-е гг.); 3) этап активного развития и высокого социокультурного статуса организации (1980-е гг.); 4) этап кризиса организации, постепенная смена поколений (1990-е гг.); 5) этап возрождения организации и выдвижение третьего поколения Союза композиторов Тувы (2000–2010 гг.). Радует, что члены ТРО СКР У. Хомушку и Ч. Комбу-Самдан постоянно ведут классы композиции в Республиканской школе искусств и в Кызылском колледже искусств. Надежда на продолжение преемственности творческих традиций у Союза композиторов Тувы есть.   Карелина Екатерина Константиновна, доктор искусствоведения, доцент, заслуженный деятель искусств Республики Тыва, доцент кафедры музыкального образования и просвещения (Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки), профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования (Тувинский государственный университет).   ЛИТЕРАТУРА

  1. Баркова Н., Карелина Е. Музыкальное лето в Туве: по страницам дневника фестиваля // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 7–8. – С. 33–37.
  2. Карелина Е., Ондар И. В пространстве мифа: рождение детского этнобалета в Туве // Музыкальная жизнь. – 2012. – № 4. – С. 85–87.
  3. Карелина Е.К. Вечная мелодия Тувы: из истории национальной оперы // Музыкальная академия. – 2009. – № 1. – С. 82–85.
  4. Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского; науч. ред. док. иск. В.Н. Юнусова. – М., 2009.
  5. Рождённый петь: к 80-летию со дня рождения композитора Ростислава Кенденбиля / авт.-сост. З.К. Казанцева; ред. Е.К. Карелина. – Кызыл, 2002.
  6. Чыргал-оол: жизнь и творчество /авт.-сост. З.К. Казанцева; науч. ред. канд. иск. Е.К. Карелина. – Кызыл, 2003.

    [1] На основании решения заседания Правления Союза композиторов РСФСР от 1 июня 1978 года и Постановления Министров Тувинской АССР от 23 июня 1978 года был создан Союз композиторов Тувинской АССР. [2] А. Чыргал-оол и Р. Кенденбиль – бывшие артисты национального музыкально-драматического театра, С. Бюрбе – культпросветработник. Р. Кенденбиль и С. Бюрбе позже прошли стажировки в столичных консерваториях. Более подробно биографические сведения о Чыргал-ооле и Кенденбиле см. в монографиях З. Казанцевой [5; 6], о биографии С. Бюрбе (Бюрбю, Бюрбээ) – в нашей монографии [4, с. 239–241]. [3] Имеем ввиду создание новых сочинений в академических жанрах, имеющих социокультурный резонанс [4] Поколения в профессиональном композиторском союзе Тувы можно представить следующим образом: 1-е – члены СК 1920-х годов рождения; 2-е – преимущественно 1940-х годов рождения; 3-е – преимущественно 1970-х годов рождения. [5] По информации, собранной нами из архивных документов, члены СК Тувинской АССР принимали участие в пленумах и съездах СК СССР и РСФСР, Сибирской, Красноярской, Уральской организаций, а также композиторских союзов национальных республик – Бурятской, Якутской, Марийской АССР, фестивалях композиторского творчества «Ленинградская музыкальная весна», «Московская осень», «Панорама сибирской музыки», «Музыка Сибири и Дальнего Востока», I-м Всероссийском фестивале музыки для детей и юношества, Днях культуры Тувинской АССР в Москве, в Монголии, в Минусинске. По линии СК СССР в 1987 году был организован авторский концерт Х. Дамба в украинском городе Ровно, 4 октября 1989 года состоялся отчетный концерт композиторов Тувы во Всесоюзном доме композиторов (ВДК) в Москве, в котором участвовали композиторы Вл. Тока, Р. Кенденбиль, Х. Дамба. [6] Автору настоящей статьи запомнилась дискуссия 1989 года, развернувшаяся среди профессиональных музыкантов и деятелей искусства в рамках обсуждения сочинения сразу после его премьеры («Таёжная симфония» Вл. Тока). Критика коллег была достаточно жесткой, хотя произведение стало позже весьма репертуарным и считается показательным для авторского стиля. С позиции дня сегодняшнего понимаешь, насколько высоко ценилась социальная значимость композиторского труда в то время. [7] 1-й фестиваль состоялся 23–30 июня 1978 года в связи с открытием Союза композиторов Тувы, далее проводился в 1980 и 1984 годах. Среди гостей фестиваля: композиторы Я. Френкель, Л. Лядова, В. Казенин, М. Фрадкин, К. Волков, Ю. Чичков (Москва), Ш. Чалаев (Дагестан), Л. Израйлевич (Ростов-на-Дону), Б. Ямпилов и Ж. Батуев (Бурятия), Н. Берестов (Якутия), главный редактор «Музыкальной жизни» И. Попов, музыковеды В. Ражева (Москва), А. Цукер (Ростов-на-Дону), скрипач Ю. Горбенко, певица Н. Красная и мн. др. [8] Более подробно см. главу 3 («Композиторское наследие Тувинской АССР») в нашей монографии [4, с. 246– 426]. [9] Б. Нухов в 1991 г. переехал в Абакан, далее отбыл на ПМЖ в Германию, где проживает в настоящее время [10] С ним связана скандальная история с Музфондом Союза композиторов Тувы, который, в результате действий В. Сапельцева, считается на сегодняшний день утерянным. [11] Союз композиторов России (СКР) в 1993 году, с целью сохранения регионального отделения, поддержал кандидатуры композиторов С. Бюрбе и С. Бадыраа в качестве своих членов, позже в СКР также были приняты музыковеды Е. Карелина (1996) и В. Сузукей (1997). [12] Позиции самодеятельных авторов по поводу стратегии развития композиторской организации Тувы всегда сильно отличались. Кроме того, критерий профессионализма, установленный в СКР еще при Д. Шостаковиче, не позволял принимать в члены СКР лиц без специального образования, что злило самодеятельных авторов и обостряло их отношения с профессиональными композиторами и музыковедами. Объединенный Союз композиторов Тувы просуществовал до 1999 года. [13] С распадом СССР подверглись разрушению налаженные формы композиторского дела, ушла в прошлое государственная защита авторских прав, практически прекратились закупки произведений, многие творческие организации оказались в крайне сложной ситуации. [14] Большая часть из них целенаправленно продолжили образование по специальностям «композиция» и «музыковедение». [15] В 2007 году Л. Карев переехал в Абакан, в 2008 году ушел из жизни Вл. Тока, в 2012 году не стало последнего представителя старшего поколения тувинских композиторов С. Бюрбе. [16] В рамках этих мероприятий были проведены презентации знаковых для тувинского музыкознания монографий З. Кыргыс («Тувинское горловое пение») и З. Казанцевой («Чыргал-оол: жизнь и творчество»), а также молодого творческого коллектива – Тувинского национального оркестра, идею создания которого помогало проводить в жизнь ТРО СКР. [17] Знаменательно, что в концертных программах общероссийского съезда впервые прозвучали сочинения молодых тувинских авторов Чойганы Комбу-Самдан, Ураны Хомушку и Натальи Лопсан [18] Как признавались сами члены ТСК РТ, они обходят словосочетание «самодеятельный композитор», т. к. воспринимают его в обидном ключе («самоделки», «самоделкины»). [19] Костяк ТСК РТ составляют представители поколения 1940-х, поэтому в настоящее время средний возрастной уровень этого союза заметно старше, чем в ТРО СКР [20] Понимание этой значимости творчества самодеятельных композиторов, признаемся, пришло к нам не сразу; в результате анализа на тувинском материале нами составлен общий социальный портрет композитора песенника, проанализированы жанровые предпочтения, выявлены типические стилевые черты и предложена классификация типов авторства, более подробно см. в нашей монографии [4, с. 403–426]. [21] Например, весьма успешным было совместное проведение в 2007 году концерта в честь 75-летия известного детского композитора-песенника А. Танова. [22] Все они были инспирированы юбилейными датами в истории республики: опера создавалась в рамках конкурса, приуроченного к 60-летию вхождения Тувы в состав России и 90-летию г. Кызыла; детский балет и программа «В колыбели Саян и Танды» готовились к празднованию 90-летия образования ТНР; программа «Золотые стрелы мечты» предназначалась для празднования 100-летия единения Тувы с Россией. [23] «Могучей кучкой» назвали пять композиторов, работавших над оперой (Б.-М. Тулуш, Ч. Комбу-Самдан, У. Хомушку, А. Монгуш, Н. Лопсан). В периоды работы над другими проектами состав группы менялся, поэтому название «могучая кучка» условно. [24] Более подробно см. в статье [3]. Опера так и не была поставлена на сцене, но фрагменты из нее регулярно звучат в различных концертах, в том числе были представлены в рамках X съезда СКР в Москве в 2010 году. [25] Более подробно см. в статье [2]. Постановка балета состоялась на сцене Тувинского музыкально-драматического театра, но, по понятным причинам, репертуарной не стала. [26] Чыргал-оол А.Б. Собрание сочинений. В 3 томах / Министерство культуры и туризма Республики Тыва; Тувинское региональное отделение Союза композиторов России; Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола; науч. ред. серии док. иск. Е.К. Карелина. – М.: Композитор, 2010. [Т. I: Симфонические партитуры. Т. II: Театральная музыка. Кантатно-ораториальные сочинения. Т. III: Фортепианные сочинения. Клавиры симфонических произведений. Детская музыка.] [27] О данном событии подробнее см. в статье [1]. [28] Оксана Кургек (1984–2010) – выпускница Красноярской академии музыки и театра, после окончания которой вскоре трагически погибла. Идея проведения конкурса принадлежит музыковеду Наталье Барковой (также выпускнице КГАМиТ), занимавшейся изучением и популяризацией творчества О. Кургек.   ИСТОЧНИК: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Красноярский государственный институт искусств; Ответственный редактор Н.А. Еловская. 2017 Издательство: Красноярский государственный институт искусств (Красноярск)

  • salbak.s@yandex.ru