Ондар Комбу Сембил оглу

Ондар Комбу Сембил оглу

Хоомейжи

Комбу Ондар – один из тувинцев-хоомейистов, чей голос был впервые зафиксирован на звукозаписывающей аппаратуре, представитель первого поколения хоомейистов ХХ века и Дзун-хемчикской исполнительской школы тувинского хоомея.

Комбу Ондар родом из Бора-Хольских Ховалыгов. Родился 16 июля 1892 г. в местечке Куштуг-Алаак, что близ Дунгурлуг-Тея (современного г.Чадана). Его  мать  Хенче-Хураган и отец Ховалыг Монге-Назын (Донгуу) имели 12 детей – шестерых сыновей и шестерых дочерей. Второго сына, Комбу, еще в двухгодовалом возрасте они отдали на воспитание бездетной своей сестре Хылбан-Хураган (Натпит), которая была замужем за Ондаром Сембилем. По линии приемного отца фамилия Комбу стала Ондар. Родные братья Комбу – Чимит-оол, Саглакай, Доржу-Лама, Чаштыгбай (дедушка известного Ховалыга Кайгал-оола), Шадыпай – все владели искусством сольного двухголосия.  Среди них особенно выделялся своим неповторимым исполнением стиля каргыраа  третий брат Саглакай. Братья Доржу-Лама и Шадыпай  были потомственными ламами.

Комбу родился и вырос в дореволюционной Туве, жил в годы существования Тувинской Народной Республики. Комбу рос среди множества именитых сказителей, хоомейистов и певцов. Ему посчастливилось вдоволь слушать и  наслаждаться их исполнением. Мальчик постепенно запоминал  тексты народных песен и словесных зачинов хоомея и вскоре сам начал развлекать близких своим хоомеем и пением.

Имя молодого Комбу разносится по всей округе, а вскоре и по всей Туве. Об этом свидетельствуют строки из монографии А.Н.Аксенова: «Исполнители народных песен, с которым мне приходилось беседовать, постоянно упоминали имя широко известного во всей Туве выдающего мастера народного песенного искусства О.Комбу. Его называли самым искусным исполнителем старинной народной песни, лучшим знатоком народно-песенной традиции; его певческий стиль оценивался как национальная классика (в качестве одного из самых искусных тувинских певцов Комбу был командирован в 1934 году в Москву; фабрика звукозаписи записала на граммофонные пластинки несколько песен в его исполнении)».

Осенью 1934 г. из Тувы в Москву отправилась делегация в составе Виктора Кок-оола, Александра Чымба, Анчимы Хертек, Долбаакай Оюн, Дартан-оола Тулуша, Седип-оола Танова, Маадыр-оола Монгуша, Ошку-Саар Оюн, Шоюна Иргита, Лакпа Оюна, Сорукту Кыргыса и Комбу Ондара для записи их голосов на граммпластинку. По заказу Правительства Тувинской Народной Республики, Московская граммофонная фабрика выпустила серию граммофонных пластинок  с  образцами тувинского музыкального фольклора.

Горловое пение тувинцев представлено в исполнении Комбу Ондара и Сорукту Кыргыса. Впоследствии Маадыр-оол Монгуш вспоминал: «В Москве мы готовились пять дней. Репертуар для записей выбирал Седип-оол Танов, тогдашний посол ТНР.  Сперва пригласили меня, я спел песню «Ядыы-ла арат» (Бедный же арат).  Вторым пригласили  Комбу Ондара и он начал:

Өдек малы үнгеш оъттаар                         

Стадо овец где пасется,

Өлең оъттуг Баян-Дугай.                             

Баян-Дугай с сочной  травой.

Аал малы үнгеш оъттаар                           

Стадо овец где пасется,

Агылыг-ла Дугайымны.                               

Баян-Дугай с полынью.

Когда он с такими словами исполнял сыгыт, то это напоминало осенний рев марала». Встреча Комбу с исследователем тувинской народной музыки А.Н.Аксеновым состоялась в конце 1944 года, когда Комбу приезжал на две недели в Кызыл к родным. Их познакомил писатель С.Сарыг-оол. Алексею Николаевичу удалось записать с голоса Комбу несколько редчайших старинных песен, а также общераспространенных народных песен в виртуозных распевах. «Комбу – живой, бодрый старик высокого роста, с юношеской осанкой; держится он с большим чувством собственного достоинства, говорит мало, но продуманно и убедительно. У него сильный высокий голос горлового тембра.

Поет он в типичной для западной Тувы высокой тесситуре, скупо и сдержанно, орнаментируя мелодию на основных опорных звуках; старинные песни он поет чаще всего в мелодических вариантах, отличающихся от общераспространенных речитационным характером мелодического стиля и своеобразным ладовым колоритом. Комбу мастерски владеет искусством виртуозного варьирования напева и является непревзойденным мастером сольного двухголосного горлового пения в стиле «сыгыт»…

Во время моего пребывания в Туве мне более не удалось встретить таких виртуозных певцов, как Комбу» - такую характеристику дал Аксенов Комбу Ондару. Нет для хоомейиста или сказителя большей радости, чем признание  его творчества народом. Такое приходит не сразу и не ко всем. Земляки-дзун-хемчикцы  его звали просто  Хоомейлээр (Исполняющий хоомей), тем самым, отдавая должное его таланту хоомейиста. Комбу обладал удивительным даром народного целителя-акушера. За свою не такую уж долгую жизнь он принял десятки родов у матерей. Многим младенцам помог явиться на свет. Ведь время было такое – врачей-акушеров заменяли тогда народные акушеры – тудугжу.

Во время празднования 100-летнего юбилея Комбу Ондара (г.Чадан, 1992 г.), его родной  брат Дамдын-оол  Саглакаевич  вспоминал, что у Комбу было около ста голов лошадей, немало коров и множество  мелкого рогатого скота, что свидетельствует о трудолюбии, работоспособности Комбу. Другой племянник Комбу Ондара Ким-оол Ховалыг, сын Чаштыгбая   и отец известного молодого хоомейиста Кайгал-оола Ховалыга вспоминал: «Мои родители и дедушка Комбу, как правило, проводили осень вместе в местечке Куштуг-Алаак. Однажды вечером, когда мы (дети) очередной раз играли в юрте у дедушки Комбу, бабушка (жена Комбу) спешно начала разогревать чай и разгонять нас по своим юртам. Тогда я недоумевал, но, будучи уже взрослым, я узнал, что  дедушка Комбу по возвращению с пути домой,  у подножия горы Баян-Дугай  любил исполнять сыгыт. Его сыгыт был слышен в горах Куу-Даг и Улуг-Шанчи, что напротив Куштуг-Алаака. Оказалось, что жена Комбу, услышав пение мужа, начинала готовиться к его приходу. А расстояние от Баян-Дугая до Куштуг-Алаака  довольно большое - …. км. Таким удивительно сильным, ясным, звонким голосом обладал Комбу».

«Мой брат Комбу вместе с женой Серенмой Хелиновной воспитали семерых детей – четырех сыновей и троих дочерей. Они прожили вместе хоть и недолгую, но счастливую жизнь. Они никогда не ссорились, в доме царило взаимопонимание и взаимоуважение», - вспоминает Дамдын-оол Саглакаевич. Сыновья все владели техникой горлового пения. Однако на сцену выходили только двое из них -  Конгар-оол  и Шуур-оол. Конгар-оол неоднократно участвовал в республиканских конкурсах исполнителей хоомея. В 1992 г. на конкурсе, посвященном столетнему юбилею Комбу Ондара, его сын Шуур-оол мастерски исполнил  «хову каргыраазы».

«Помню, иногда чуть-чуть пригубив тувинской араки, невестка Серенма Хелиновна исполняла кожамык со следующими словами:

Чыраа-Доруум мунунсумза,                      

На своего Чыраа-Доруга если сяду верхом

Чычыы тонум хадый-ла бээр.                   

Шелковый мой халат развеется по ветру.

Сыгыртыырым сыгыртырга,                     

Сыгытчы мой если исполнит сыгыт,

Шыкта сиген хадый-ла бээр.                     

Зелень на лугу развеется по ветру.  

Көк-ле Борам мунупсумза,                         

На сивого скакуна если сяду верхом,

Хөректээжим хадый-ла бээр.                    

Безрукавка моя развеется по ветру.

Хөөмейлээрим хөөмейлээрге,   Хоомейлээр              

 мой если исполнит хоомей

Көкте сиген хөлбеш-ле дээр.                     

Травинки на зелени колыхнутся.

В ответ на частушки жены Комбу пел:

Базар аъттыг, челер аъттыг            

Иноходца, рысака имеющий Бажы калчан сарыг Комбу.             

С лысой головой рыжеволосый Комбу.

Челер аъттыг, базар аъттыг           

Рысака, иноходца имеющий Черзи сарыг, калчан Комбу.          

Рыжеволосый, лысый Комбу.

В репертуаре Комбу были и зачины жалобного характера:

Кыскыл бениң төрээн кунун           

От рыжей кобылы родившегося жеребенка

Хыыргыышка оъткарбаңар.          

Не пасите в камыши.

Хылбаң угбаң чаңгыс оглун           

Сестры Хылбан единственного сына

Кыжырбаңар, шоотпаңар.               

Не высмеивайте, не подшучивайтесь над ним.  

Шоодаң бениң төрээн кунун         

От хилой кобылы родившегося жеребенка

Соотпаңар, баглаваңар.                   

Не охлаждайте пыл, не привязывайте.

Сембил акың чаңгыс оглун             

Брата Сембила единственного сына

Шоотпаңар, кыжырбаңар.               

Не подшучивайтесь над ним, не высмеивайте.

Комбу Ондар скончался от полученных при падении с лошади травм в 1947 г. в возрасте 54 лет. Несмотря на то, что прошло более полувека с момента  смерти Комбу, память о нем жива, благодаря многочисленным родственникам, детям и ученикам, и наконец, самой первой записи тувинского хоомея, зафиксированную на грампластинке. Достойными преемниками его исполнительского мастерства или Дзун-хемчикской исполнительской школы тувинского хоомея  стали Олег Куулар (к сожалению, умер в молодом возрасте), Монгун-оол Ондар, Борис Монгуш, а также внуки родного брата Комбу (Чаштыгбая) – братья Кайгал-оол (художественный руководитель и солист всемирно известной группы «Хун-Хурту») и Хеймер-оол Ховалыги.

  • Автор: Марьятта Бадыргы.
  • Ссылка: https://kntuva.ru/?p=5047
  • Список литературы, иное: Творческие портреты хоомейистов. Кызыл-2008 (Стр. 5-11.) (ФОТО. Из Истории Тувы II том).