Байынды Елизавета Байыровна

Байынды Елизавета Байыровна

Художник

Заслуженный художник Тувинской АССР (1991 г.), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992 г.). Елизавета Байынды относится к преемственному поколению народных мастеров, которые во многом восприняли древние навыки и традиции старшего поколения камнерезов современной Тувы.

Она стала достойной ученицей и продолжательницей творческого наследия своего отца Байыра Сарыговича Байынды, известного камнереза, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. В дальнейшем Елизавета Байынды значительно расширила круг анималистических сюжетов, стала вырезать многофигурные композиции из жизни тувинских аратов-скотоводов, придавая им мягкую поэтическую трактовку.

Е. Б. Байынды родилась 9 января 1951 года в селе Ак-Туруг Улуг-Хемского кожууна в семье народного мастера Байыра Байынды, который во многом научился у знаменитого резчика Монгуша Черзи. Она с детства любила рисовать и часто наблюдала, как отец с дедушкой Монгушем Черзи режут чонар-даш, как бы оживляя фигурки домашних, диких животных. Маленькая Лиза, смотря на это чудо, восхищалась и удивлялась искусным мастерам, способным из камня создать реальный образ живого существа. Ее мама по заказу клубных работников шила красивые национальные халаты с узорами. Но огромную роль любви к искусству, рисованию, музыке сыграл старший брат Ким-оол Байырович Байынды. Он окончил автодорожный техникум и учился в музыкальном училище по классу баяна. Затем Ким-оол много лет работал в школах Улуг-Хемского кожууна преподавателем музыки, рисования и черчения. Под его влиянием юная Лиза стала много рисовать, интересоваться изобразительным искусством и пробовать вырезать фигурки из дерева.

В 1967 году Елизавета Байынды поступила на художественное отделение Кызылского училища искусств, стала хорошо учиться, но по состоянию здоровья и семейным обстоятельствам окончила училище искусств в 1975 году. Во время учебы она самостоятельно старалась вырезать фигурки из камня, агальматолита, причем, не показывая отцу и не советуясь ни с кем. Однажды отец увидел вырезанную Лизой фигурку лошади и спросил: кто это вырезал? Она ответила, что вырезала работу сама, а Байыр Сарыгович удивился, но похвалил за умение и трудолюбие. Ведь труд камнереза очень тяжелый, всю обработку камня приходится выполнять вручную, особенно трудно распиливать ножовкой куски агальматолита до определенной формы. После окончания Кызылского училища искусств преемница камнерезных традиций по линии отца Е. Б. Байынды стала творить в анималистическом жанре, вырезая диких, домашних животных, мифических арзыланов и драконов.

Вначале она два года работала методистом по прикладному искусству в Доме народного творчества, потом камнерезом в сувенирном цехе Кызылской мебельной фабрики. В 1978 году, как одаренного специалиста по народному искусству, ее направили на повышение квалификации в Абрамцевское художественно-промышленное училище в городе Хотьково Московской области, где она получила диплом с отличием.

Ее первой значительной художественной выставкой стало участие в IV-ом Всероссийском художественном смотре «Советская Россия» в 1976 году в Москве. С 1976 года Елизавета Байынды стала постоянно участвовать на местных республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках, таких как «Сибирь Социалистическая», «Скульптура малых форм», «Молодые художники Сибири», «Молодость России», «Анималисты России», «По родной стране», «Народное искусство России», «Сибирь», «Россия» и зарубежных странах – Канада, США, Монголия, Япония. Первые камнерезные работы изображают, в основном, одиночные фигуры животных (лошадей, козлов, сарлыков, арзыланов, быков, баранов, верблюдов).

Затем камнерезчица стала придавать фигурам определенное движение, выделяя характер и повадки конкретных зверей. В конце 1970-х начале 1980-х годов в творчестве Елизаветы Байыровны появилась серия всадников – «Всадник» 1979, «Стремительная всадница» 1980, «Всадник революции» 1984. Эти композиции отличаются резвым движением лошадей, фигуры всадников прижаты к туловищам лошадей, выделены складки одежды, головных уборов, которые развеваются на ветру от стремительного бега скакунов.

В 1980 году Е. Б. Байынды была принята в члены Союза художников СССР, стала работать народным мастером-камнерезом в Тувинских художественно-производственных мастерских при Союзе художников Тувы, затем по совместительству преподавала в Республиканской школе искусств им. Р. Д. Кенденбиля. С середины 1980-х до конца 1990-х в творческой деятельности Е. Б. Байынды наступает яркий многогранный художественный взлет.

В это время она создает много скульптур животных, арзыланов и новые жанровые композиции в малой пластике. Наиболее выразительные из них, это – «Друзья» 1986, «Упрямый верблюд» 1988, «До встречи» 1989, «Громовержец-дракон, змея и обезьяна» 1989, «Наше детство» 1990. Все они навеяны воспоминаниями о незабываемом детстве, об играх своих детей-сыновей. Эти пластические композиции мягко смоделированы, образы детей переданы по-матерински с большой теплотой и нежностью. Сценки трактованы лаконично, без лишней орнаментации.

В эти годы Елизавета Байыровна создает серию высокохудожественных малых скульптур, посвященную мифическим драконам, один из которых экспонировался на выставке «Декоративно-прикладное искусство СССР» в Торонто, Канаде 1989 года. В последующие годы были созданы замечательные групповые композиции горных козлов, сарлыков и всадников.

Е. Б. Байынды – мать троих сыновей и одной приемной дочери, работала, по ее словам, в основном, по вечерам и ночам, когда засыпали ухоженные и накормленные дети. Иногда она кропотливо и увлеченно работала над малой скульптурой из чонар-даша до самого утра. Конечно, Елизавета мало спала, часто недосыпала, что в конечном итоге сказалось на ее здоровье. Но она была рада, что сыновья ее слушались и не баловались. Они почти не видели, как родная мама работает, вырезая из агальматолита какую-то фигурку арзылана или верблюда. Талантливая камнерезчица, преподавая в Республиканской школе искусства им. Р. Д. Кенденбиля пластическое искусство резьбы по агальматолиту, с полной отдачей и большим воодушевлением обучила юных ребят-камнерезов. Ее ученики – Байынды Сайын-Маадыр (сын Байынды Эреса) окончил Московский государственный художественно-промышленный университет им. Строганова, скульптор, член СХ России, Чошкак Аян, МГХПУ им. Строганова, художник по керамике, Самбу Эрес, Абрамцеское художественно-промышленное училище им. Васнецова, художник-прикладник, Ондар Байза, Московский государственный художественный институт им. Сурикова, скульптор, Хомушку Буян, КУИ, художник-педагог. Они стали известными художниками-прикладниками, членами Союза художников России.

За свою многолетнюю творческую деятельность Елизавета Байыровна Байынды награждена многими дипломами, грамотами Союза художников Российской Федерации, Министерства культуры Тувинской АССР и Республики Тыва. В 1991 году Елизавете Байынды было присвоено звание «Заслуженный художник Тувинской АССР». В 1992 году группе тувинских камнерезов: Байынды Е. Б., Дойбухаа Д. Х., Дупчур Б. С., К. М. Саая за создание высокохудожественных произведений изобразительного искусства присвоить высокое звание «Лауреата Государственной премии Российской Федерации» в области литературы и искусства.

Вместе с ними высоких званий были удостоены композитор Родион Щедрин, актер Евгений Леонов, режиссер Марк Захаров и другие. В 1997 году за успешное участие на выставке, посвященной 850-летию г. Москвы она награждена медалью «В память 850-летия Москвы». В 1998 году за активное участие на выставке «Сибирь» Елизавета Байынды награждена серебряной медалью Российской Академии художеств. Некоторые лучшие камнерезные произведения Е. Б. Байынды были репродуцированы в книгах, альбомах и каталогах, посвященных декоративно-прикладному и народному искусству Российской Федерации, и даже показаны по Центральному телевидению в передачах, посвященных народным художественным промыслам России. Лучшие ее камнерезные скульптуры находятся в художественных музеях Красноярска, Читы, Иркутска, Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства г. Москвы, Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва и частных художественных коллекциях.

 

  • Автор: Хертек А.С., искусствовед, член СХ РФ, заслуженный работник культуры России, ст. научный сотрудник О
  • Ссылка: https://knt.gosarhivrt.ru/?p=2734