Лопсан Ирина Ивановна

Лопсан Ирина Ивановна

Артист 17/11/2024 — 20/11/1998

Заслуженная артистка Тувинской АССР, режиссёр и выдающаяся личность в истории тувинского театра, чей яркий талант и самоотверженный труд оставили неизгладимый след в культурном наследии Тувы. 

Ирина Ивановна родилась в 1944 году в Кызыле. После окончания школы (1964 г.) она поступила на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Вернувшись в Туву, она, вместе со своими однокурсниками, вписала новые страницы в историю тувинского театра.

Её неутомимая энергия и стремление к совершенствованию привели Ирину Ивановну в 1974 году на двухгодичную стажировку на кафедру сценического движения ЛГИТМиК. В Национальном театре им. В. Кок-оола она работала балетмейстером, педагогом по сценическому движению и фехтованию, а затем и режиссёром-постановщиком. Постоянное стремление к саморазвитию привело её на Высшие театральные курсы ГИТИСа им. А. Луначарского.

За годы работы в театре Ирина Лопсан создала незабываемые образы: Дорина («Тартюф»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Нэркес («Месть»), Ойнаар-оол («Тонгур-оол»), Машенька («Машенька»), Уран («Хайыраан бот»), Таня («Прощание в июне»), Люся («Последний срок»), Халида («13-й председатель»), Мери («Пир во время чумы»), соседка («Кровавая свадьба») и многие другие.

Как режиссёр, она поставила спектакли по произведениям как отечественных и зарубежных классиков, так и тувинских авторов: «Анчы-Кара и Ангыр-Чечек» (Л. Гаврилова), «Звездные мастера» (И. Токмакова), «Зайка-зазнайка» (С. Михалков), «Белоснежка» (Э. Колмановский), «Синяя ворона» (Р. Погодин), «Кошкин дом» (С. Маршак), «И дольше века длится день» и «Материнское поле» (Ч. Айтматов), «Последний срок» (В. Распутин), «Двенадцатая ночь» (У. Шекспир), «Пиршество» (В. Серен-оол), «Парень с тремя умениями» (М. Кожелдей), «Снежная королева» (Е. Шварц) и другие.

Ирина Лопсан, прослужившая в тувинском театре тридцать лет, была преданным своему делу человеком, пользовалась огромным уважением и авторитетом среди тувинской интеллигенции и была председателем актерской секции Союза театральных деятелей. Её вклад в развитие тувинского театра неоценим.

«Она была мыслящей актрисой… На сцене нашего театра зрители видели множество её постановок. Никогда не забуду её работу над ролью Нэркес и Джульетты. Она на сцене такая легкая, обаятельная, изящная, откровенная, убедительная, а главное – умная!» — Светлана Мунзук.