Чаш Геннадий Тюлюшович

Чаш Геннадий Тюлюшович

Хоомейжи

Геннадий Чаш, как и его тезка, Геннадий Тумат, родился в Овюрском районе, с. Торгалыг 23 февраля 1960 г. Если брат линию родного отца, Маадыра Доржуевича Шагдыра, то он тоже из родов Туматов. Но судьба распорядилась особо. Еще, будучи грудным ребенком, Геннадий попал в семью Тюлюша и Баят Доспановны Чашов. Удивительно, упрямо бытует общественное мнение о том, что будто бы кровное родство – основа основ в семейных отношениях. Но в случае с Геннадием приемные родители оказались лучше многих единокровных – они его воспитали как своего пятого ребенка, самого младшего сына, ни в чем не обделяя. Насколько к нему хорошо относились в этой семье, можно судить по тому факту, что Геннадий, будучи уже взрослым человеком, случайно узнал, что он приемный сын. В 1980-х годах умерла его родная мать Анайбан, и на ее похоронах , куда повела Геннадия приемная мать Баят Доспановна, он и узнает , кто его настоящая мать. У родной матери он был бы первенцем среди десятерых других детей. (Как ни горька, правда – об этом не принято говорить, и предпочитали умалчивать, - но он был подкидышем, если судить по его дальнейшей судьбе, то можно говорить, что Геннадий прожил хоть и недолгую, но счастливую жизнь). В семье Чашов Геннадию дали не только прекрасное воспитание и образование, но, самое главное, его окружали любовью, души в нем не чаяли. Да и как не любить такого смышленого, но подтянутого, со слегка кудрявыми волосами, с симпатичной внешностью ребенка, каким был Геннадий.

В 1967 году Геннадий поступает в первый класс Торгалыгской средней школы. С 7-го по 8-й класс он учится в с. Сосновка, где жил его старший брат Ким-оол Тюлюшевич, но школу заканчивает в родном селе. По словам младшей, сестры Ларисы Тюлюшевны, Геннадий еще в школе отличался общительностью, живым характером. Будучи учеником младших классов, активно участвовал в общешкольных мероприятиях. Был примерным учеником, активистом; тогда уже появились его организаторские способности и черты общественного деятеля.

С восьми лет он начал исполнять хоомей. Возможно, этот дар хоомейиста он генетически унаследовал от рода Туматов, откуда вышел и непревзойденный виртуоз Геннадий Тумат. Его прослушивал основоположник овюрской школы хоомейистов Кызыл-оол Санчы и предсказал большое будущее. В старших классах он восхищал своим хоомеем не только одноклассников, но и маститых хоомейистов своего села; кроме того, сочинял стихи. В 1978-1980 гг. он проходил службу в Дальневосточном округе, где проявил себя как самодеятельный артист.

В 1980 г. будучи студентом Иркутского пушно-мехового техникума, Геннадий принимал участие во Всесоюзном фестивале «Студенческая весна» и стал его лауреатом - сначала в самом Иркутске, а потом и в Новосибирске. Свою трудовую деятельность он начал в Овюрской заготконторе потребительского союза с. Хандагайты. Благодаря смотрам художественной самодеятельности, в которых он участвовал, Геннадий становится известным исполнителем хоомея, играет на хомусе. Он один из участников фольклорного ансамбля Овюрского района «Буланныгнын эдискизи» («Свирель реки Лосиной»).

В его составе он выступал такими мастерами тувинского хоомея, как Николай и Валерий Монгуш, Герман Куулар. Во время республиканского фестиваля творческой самодеятельности, посвященного 40-летию Советской Тувы, он выделился среди своих товарищей из ансамбля «Буланныгнын эдискизи» артистичностью, энтузиазмом. И не случайно в 1984 г. его отправляют в г. Москву для участия в отчетном концерте, посвященном 40-летию добровольного вхождения Тувы в состав России, но уже числе участников другого известного всей республике фольклорного коллектива «Сыгырга». Этот ансамбль объединял таких легендарных классиков – хоомейистов, мастеров – виртуозов тувинского горлового пения XX веке, как Маржымал Ондар, Сундукай Монгуш, Ак-оол Кара-сал, Хунаштаар-оол Ооржак, Максим Дакпай, и Маар-оол Сат. Безусловно, молодым, начинавшим свой творческий путь хоомейистам Эрес-оолу Куулару, Олегу Куулару и Геннадию Чашу несказанно повезло – перед ними признанные мастера тувинского хоомея в качестве живого примера для подражания.

В следующем, 1985, году он учится в Красноярской школе ВЛКСМ, где знакомится со своей будущей женой Ниной Донгаковной. Спустя пять месяцев после знакомства они женятся. Нина Донгаковна окружала Геннадия самой нежной, трепетной любовью и заботой. Поддержка любящей, преданной, самоотверженной жены сыграла немаловажную роль в творческой деятельности Геннадия. Они воспитали троих сыновей. В том же году они переезжают в г. Шагонаар, на родину Нины Донгаковны. Улуг-Хемский район, г. Шагонаар стали для Геннадия второй родиной, а вся родня жены, большой семьей. Отец Нины Донгаковны, Донгак Шынгыр-оолович Докпер-оол, относился к Геннадию как своему сыну, восхищался его талантом. Но, тем не менее, Геннадий очень скучал по своей малой родине, по своим землякам, он искренне любил Геннадия Тумата, ценил его талант и гордился им, называя младшим братом.

Большая мужская дружба связывала двух «улуг-хемских» хоомейистов из Овюра – Геннадия Чаша и Кара-оола Тумата. Волей судьбы они оказались в Улуг-Хемском кожууне, оба там жили и работали. Но тоска по родным местам – Дус-Дагу, Овюру – связывала этих двух хоомейистов; они стали родными, самыми близкими друзьями. До 1989 года Геннадий Тюлюшевич работал секретарем сначала Овюрского, а затем и Улуг-Хемского райкома комсомола. С 1989 г. До конца своих дней проработал председателем комитета по охране природы Улуг-Хемского района. В 1987 г. Геннадий Чаш собрал вокруг себя талантливых исполнителей хоомея – неоднократных лауреатов районных и республиканских смотров, известных мастеров тувинского хоомея – Кара-оол Тумата, Евгения Оюна и Мергена Монгуша. Созданный им фольклорный ансамбль «Амырак» неоднократно становился лауреатом республиканских смотров хоомея, много раз выступал в праздничных концертах в Кызыле, дважды снимался в документальных фильмах Иркутской кинохроники.

К этому времени он мастерски владел хомусом и исполнял сыгыт, усовершенствовал оригинальную технику одновременной игры на хомусе во время исполнения горлового пения. (К сожалению, троих участников ансамбля «Амырак» уже нет живых). В 1988 г. Ансамбль «Амырак» был приглашен на фольклорный праздник в Америку. Но в силу известных обстоятельств (нехватки средств) в нем смог принять участие только Геннадий Чаш, достойно представив искусство тувинского народа американцам и многонациональным участникам праздника. Таким образом, Геннадий стал «первопроходцем» в Америку среди тувинских хоомейистов. Чуть позже Америку покорят наши хоомейисты Конгар-оол Ондар, Кайгал-оол Ховалыг и другие. Из Советского Союза на фестиваль американского фольклора выехали 36 человек из разных республик и краев. Одному Геннадию Чашу было выделено на выступление целых 45 минут. А Геннадию Тюлюшевичу, имевшему всего пятнадцатиминутную программу, пришлось на ходу сочинять репертуар и одному занимать зрителей в течение отведенного времени. В своей программе выступление он чередовал исполнение сыгыта и игру на хомусе, а также синтезировал их одновременное звучание, что не оставляло равнодушным публику.

Непривычная акустическая «чистота» концертных залов и совершенная звукоусилительная техника только усиливали природные данные тувинского хоомейиста. Некоторое время Геннадию даже казалось, что он исполняет сыгыт намного лучше, чем на родине. А сыгыт Геннадия отличался высоким, пронзительным тембром и в то же время необыкновенной нежностью, плавностью звучания. Одновременное полноценное звучание хомуса и сыгыта, причем со словесным зачином, настолько было непривычно даже для тувинцев, что у слушателей создавалось впечатление, что у слушателей создавалось впечатление, что когда Геннадий играл на хомусе, в это время кто-то другой за кулисами исполнял сыгыт. Звуки хомуса и сыгыт как бы естественно сливались друг с другом.

Игра на хомусе воспринималось как аккомпанемент. В то же время можно было уловить и звучание двух вполне самостоятельных партий. В Нью-Йорке, Вашингтоне в течение двух недель Геннадий Тюлюшевич по два-три раза в день выступал перед американскими слушателями и снискал их всеобщее признание. На улице после выступлений американские зрители обступали его. Они были удивлены техникой звукоизвлечения сольного двухголосия и задавали множество вопросов: -сможет ли Геннадий исполнить хоомей без микрофона, - где настоящая родина хоомея, - не вредно ли исполнение горловое пение для здоровья и.т.д. У него брали интервью представители таких информационных центров, как телекомпания Эй-би-си, газета «Нью-Йорк таймс», радиостанция «Голос Америки». На их вопрос «считает ли себя мастером-исполнителем» Геннадий скромно отвечал, что он самый посредственный исполнитель и владеет всего одним стилем, тогда как все наши мастера в совершенстве владеют многими стилями этого вида искусства. На каждый заданный вопрос Геннадий старался дать исчерпывающий ответ. В гостях у одного американского ученного его приятно удивило то, что в домашней фонотеке было пластинка «Мелодии Тувы» с образцом исполнения Хунаштаар-оола Ооржака, Ак-оола Кара-Сала и других хоомейистов-классиков. В Вашингтоне, в музее стран Азии, среди экспонатов он обнаружил тувинский национальный халат 20-х годов. «Как дома побывал», - шутил он. Свое восхищение они выражали словами: «Мистер Чаш, о’кей». Словом, поездка Геннадия Чаша в Америку в начале перестроечного периода оказалось не чем иным, как творческим подвигом. Он первым проложил дорогу для тувинских хоомейистов в Америку, а также открыл дорогу для американских ценителей хоомея. Так, спустя два месяца после выступлений Геннадия в Америке, в сентябре 1988 г. В Туву приезжает профессор из штата Массачусетс Теодор Левин и участвует в фольклорной экспедиции по районам республики вместе с ведущим хоомееведом З.К. Кыргыс. Следующий выезд Геннадия Чаша за Саяны состоялся в 1992 г. в Республику Саха-Якутия. Группа из Тувы, в составе, который были еще Александр Салчак, Эрес-оол Куулар, выехала для участия в Международном фестивале хомусистов. Игра Геннадия на хомусе удивила якутскую публику и, как ни странно, именно Якутии, которую считают «родиной» варгана (хомуса), ему присудили звание «Лучшего виртуоза-хомусиста». В интервью журналисту Артуру Хертеку Геннадий Чаш сказал: «Тувинский хомус отличают от хомусов других народов своим мягким, нежным, камерных, но в тоже время гибким и звонким звучание». В 1995 г. Геннадий принимал участие во втором Международном симпозиуме «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», но не конкурсантом, а уже членом жюри. В том же году отметили 35-летний юбилей Г. Чаша, как будто знали, что он не доживет до 40 лет. Тогда писатели-земляки посвятили ему теплые стихотворные строки. Со второй половины 90-х годов Геннадий Тюлюшевич много времени уделяет общественной деятельности. В декабре 1996 г. его избрали депутатом Великого Хурала от Улуг-Хемского округа № 29. В 1998 г. выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Хурала, но на выборах его кандидатура не прошла, что усилило самокритичное отношение Геннадия к себе. Ранимая душа артиста болезненно воспринимала неудачу. Он был подавлен, и это неудача на выборах отразились на его здоровье, провоцируя все чаще повторяющиеся приступы эпилепсии. В том же году старший сын, Уран-Мерген, заканчивал среднюю школу. На выпускном вечере Геннадий на удивление был весел, много шутил, пел… Никому и в голову не приходило, что той же ночью, после выпускного бала, Геннадия Тюлюшевича не станет. 9 июня 1998 г. в возрасте 38 лет Геннадий Тюлюшевич Чаш скончался после очередного приступа эпилепсии. В разнице всего лишь полгода Тува потеряла самых талантливых молодых хоомейистов-виртуозов Геннадиев, уроженец Овюрского кожууна – Тумата и Чаша. Геннадий Тюлюшевич собирался участвовать и в III Международном симпозиуме по хоомею, но не дожил всего лишь 20 дней. Память о них осталось в сердцах тувинцев. В годовщину смерти Геннадия Чаша в память о нем родственники организовали республиканский конкурс исполнителей хоомея.

В 2005 году Международным научным центром «Хоомей» и женой Геннадия был организован концерт памяти в г. Шагонааре. В нем приняли участие молодые звезды тувинской сцены, артисты-улуг-хемцы: Софья Кара-оол, Эрес Тартан-оол, Игорь Кошкендей, Айдаш Барынмаа, Начын Чореве, Ай-Кара Суван, другие певцы и хоомейисты: Андрей Монгуш, Чодураа Тумат, Надежда Куулар, Азиймаа Кужугет, Аяс Куулар, Вадим Сарыглар, Буян Сарыгбаев, Лира Монгуш, Манас Монгуш.

Приятной неожиданности стал приезд земляков-хоомейистов Откун Достай и Мерген Куулар. На концерте показали видеозапись тринадцатилетний давности – на экране увидели фрагмент выступления Геннадия Чаша и группы тувинских хомусистов на Якутском фестивале варгана, после чего создалось впечатление, будто тридцатидвухлетний молодой Геннадий Чаша побывал рядом и выступил на сцене. Полный зал зрителей и приезд артистов свидетельствуют о том, что в памяти тувинцев Геннадий Тюлюшевич Чаш остался вечным молодым, талантливым.

Звания

  • Лучший виртуоз-хомусист
  • Народный хоомейжи Тувы (1995)
  • Автор: Марьятта Бадыргы.
  • Ссылка: https://knt.gosarhivrt.ru/?p=2205