Ооржак Маннай Намзыраевич

Ооржак Маннай Намзыраевич

Писатель

   Ооржак Маннай Намзыраевич (1892-1968) – фольклорист, народный сказитель человек, отдавший всю силу своего самобытного и яркого таланта служению народу, оставивший бесценное фольклорное наследие. 

   Родился 15 января 1892 года в местечке Манчурек Сут-Хольского кожууна в бедной семье. Его отец был человеком трудолюбивым и честным, владел русским, алтайским и монгольским языками. Он – меткий стрелок, часто охотился, чтобы прокормить семью, выезжал за Саяны и обменивал пушнину на муку, чай и другие продукты.

  Ооржак Маннай в 4 года остался сиротой, воспитывался у дедушки (по линии отца) Дагырыка Ооржака. С 12 лет батрачил у Бижээчи-Чалана, был пастухом, охотником, проработал 10 лет на сельскохозяйственной опытной станции в с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского района. В 1940 году Маннай Намзыраевич был избран председателем арбана в сумоне Холчуктуг Сут-Хольского кожууна.  В 1944 году трудился на строительстве школы в родном Манчуреке, потом работал там поваром и завхозом. Образования не получил, но владел грамотой.

  О. Маннай, унаследовав редкий дар предков, продолжил древнюю традицию сказителей  и передал её следующим поколениям.

  Дед Ооржака Манная, проживший до 84 лет, следил за тем, как растет сказительское умение внука, иногда поправляя его при исполнении, и постарался передать свои бесценные знания.

  Где бы ни работал, О. Маннай не оставлял творчество, сам записывал свои сказки и отправлял ученым ТНИИЯЛИ.  До ухода на заслуженный отдых жил в селе Теве-Хая.

  Творчество

  Уже к 18 годам имя Ооржака Манная было известно не только в родных местах, но и во всей Туве. У него даже появились ученики.

  От талантливого сказителя разными учеными-фольклористами фиксировались образцы устного народного творчества тувинцев. Первым начал записывать героические сказания и сказки Манная Ооржака его односельчанин, учитель местной средней школы Сут-Холя О. Херлиг-оол («Алдай-Сумбер», «Эрге Кара Сыйбын», «Алдай-Мерген», «Отец Демир-Мерген со своим сыном Амыр-Мергеном», «Чечен-оол» и др.).

  Репертуар О. Манная велик и разнообразен, в нем насчитывается более 30 эпических сказаний и сказок, множество произведений других жанров. 

 Он – выдающийся мастер-исполнитель, знавший множество сказок, легенд, преданий, песен, загадок, шаманских  алгышей, пословиц и поговорок, исполнявший  героический эпос и сказки от начала до конца пением и речитативом. 

  Именно Маннай Намзыраевич внес огромный вклад в развитие тувинской фольклористики.

  В 1971 году вышел сборник «Сказки Манная», составленный О. К. Дарымой. Выход эпического творчества О. Манная на Всероссийскую арену состоялся в 1994 году, после опубликования тома «Тувинские народные сказки» в 60-томной двуязычной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». В этот том вошла сказка «Чечен-Маанай, Тенек-Дулун», записанная Маннаем.

  В 1997 году в той же серии в томе «Тувинские героические сказания», составленном С. М. Орус-оол, опубликовано на двух языках в его исполнении героическое сказание «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», насчитывающее 5060 стихотворных строк. В сборник «Тувинские пословицы и поговорки» (1966 г.) вошло много его пословиц и поговорок. 

  К сожалению, у одаренного сказителя не все произведения опубликованы. В научном архиве ТИГПИ хранятся следующие его неопубликованные героические сказания и сказки: «Мергелдей-Мерген», «Шулуу», «Улуг карак, улуг сал, улуг хырын» (Большие глаза, длинная борода, большой живот), «Бай болгаш кайгал» (Богач и удалец),  «Бора-Шокар Сайлыкай»«Сазыг ашак» («Старик Сазыг»), «Оскус-оол», «Ууле-Будегекчи», «Ийи лама» («Два ламы»),  «Каралбай-Хаан»«Шевер-Мерген»«Дойнур-Мерген» и др., а также целый том тувинских пословиц и поговорок (научный архив ТИГПИ, том 22, дела 103-106).

  Маннай Намзыраевич – прекрасный знаток фольклора, хранитель эпического искусства, обладающий многогранным талантом, оставил нам богатое художественное наследие, которое продолжает обогащать тувинский язык, народную словесность, пополнять словари, вдохновлять деятелей науки и искусства.

  В 1968 году О. Маннай после тяжелой болезни умер.

Основные публикации:

  1. Алдай-Мерген; Демир-Мерген, Амыр-Мерген адашкылар / Тыва тоолдар. 7-ги үндүр. – Кызыл,1968, ар 61-101; 103-135
  2. Маңнайның тоолдары (Сказки Манная) – Кызыл, 1971.
  3. Чечен-Маанай, Тенек-Дулун (Умный Маанай и глупый Дулун) / тувинские народные сказки / Сост. З. Б. Самдан / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1994. – С.324-332.
  4. 4. Бокту-Кириш, Бора-Шээлей / Сост. С. М. Орус-оол / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. – С.298-529.

Память

  В 1992 году, во время празднования 100-летнего юбилея сказителя, по инициативе его земляков улица в с. Алдан-Маадыр, где он жил, была переименована  на Маннай. Имя Ооржака Манная занесено в книгу «Заслуженные люди Тувы XX века».

  • Автор: Момбулай Оралмаа, редактор Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина РТ.
  • Ссылка:
  • Список литературы, иное: 1. Орус-оол, С. М. Ооржак Намзыраевич Маннай : К 120-летию со дня рождения / С.М. Орус-оол // Летопись Тувы -2012. – Кызыл: КЦО «Аныяк» - С. 76-78. 2. Ооржак Маннай Намзыраевич // Заслуженные люди Тувы ХХ века. Кызыл, 2004. – С. 283.