Чурук Шой Улзаевич

Чурук Шой Улзаевич

Художник

  Чурук Шой Улзайович – талантливый тувинский живописец, член Союза художников России (2012), председатель Союза художников Тувы, учредитель просветительского культурного фонда «Алдын скиф».

  Он – участник многих республиканских и межрегиональных выставок, среди которых такие крупные, как «Сибирь X» (Новосибирск, 2008), «Две реки: Иртыш и Енисей» (Красноярск, 2011).

  Родился 26 февраля 1967 года в селе Эрзин Эрзинского кожууна в семье простого труженика Чурука Улзай Сереновича и бухгалтера районного отдела народного образования Чурук Чечек Шагжаановны. Шой – третий ребенок в семье, в которой помимо него росли две его старшие сестры и младший брат.

  Учился в школе, мама записала его в музыкальную школу, в класс баяна, но для него было совершенной мукой заниматься музыкой, и он не проявлял никакого интереса к баяну. На базе музыкальной школы открыли отделение рисования, и Шой поступил туда. Открыл его учитель Алексей Доржуевич Седипков. В отделении рисования Шой учился с Александром Баранмаа (ныне известный в Туве и России художник, скульптор-монуменалист), Орланом Мажаа, Алимом Хертеком и многими другими. 4 года обучения в отделении пролетели очень быстро, выпускал его уже второй учитель Дондуп Анатолий Иванович. Окончив 8 классов, в 1982 году поступил в Кызылское училище искусств, который успешно закончил в 1986 году, работал учителем рисования в Эрзинской средней школе, оттуда его призвали в армию, служил в Туркмении в специальном подразделении, куда отобрали тех, кто имел образование. После службы в армии Шой Улзайович проработал преподавателем отделения рисования музыкальной школы, в котором сам же учился. Затем поступил в Омский технологический институт, учился на модельера, но быстро понял, что это не его, и оставил институт. Затем женился, жена, Байырмаа Лагбуужаповна, окончила Кемеровский медицинский институт. Начала работать в Статуправлении, по сей день работает там директором, сейчас это Государственный медицинский информационно-аналитический центр Республики Тыва. Сын закончил экономический факультет Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Новосибирске.

  Чурук Шой всегда ищет то, что находится за видимой действительностью, т. е. внутреннюю суть вещей и явлений, их историю, духовные глубины. Возьмем, к примеру, картину «Серебряная торока». На первый взгляд, там изображен самый обычный для тувинского кочевого обихода предмет – торока с кожаным ремешком и орнаментированной серебряной подвеской, к которой крепится груз. Но мы видим, что здесь что-то все-таки не так. Это покрытый сакральным орнаментом продолговатый прямоугольник, видимо, указывающий на то, что это подседельник на орнаментированном фоне. Причем древний тувинский орнамент гармонично сочетается с буддийским. Также сразу бросается в глаза длина кожаного ремешка тороки, что не характерно для настоящего предмета обихода.

  На полотнах Шоя Чурука любой бытовой предмет превращается в некий образ, наполненный глубоким смыслом, в емкий многозначный символ. В картине «Ожидание» пейзаж может превратиться в абстрактные квадраты желто-коричневого, красного и темно-красного цветов. Мало кто вначале поймет, что квадраты символизируют песчаные барханы, но изобрази художник барханы такими, какими они существуют в реальности, зритель не до конца проникся бы идеей картины. В центральном квадрате мы видим лежащего верблюда и древнюю каменную скульптуру, а вглядевшись внимательнее, замечаем, что фигура верблюда исполнена в древнескифском зверином стиле, с ее закругленными линиями, с подогнутыми конечностями животных и т. д. Это не просто верблюд и статуя, это знак самой древности, вечности жизни. И может, эта тайна вечности из века в век ждет, когда же к ним кто-то подойдет, посмотрит неравнодушным взглядом, притронется к ней и даже, возможно, попытается проникнуть в нее пытливым умом. И так, возможно, и откроет миру эту тайну. Да, это поистине великое ожидание!

  Большое полотно «TAR (ТНР)» (2011 г.) посвящено 90-летию образования Тувинской Народной Республики. На нем изображены, по мнению автора, три представителя народных слоев государственной власти: в центре показан чиновник с флагом в одной руке, с гербовой печатью – в другой, по обе стороны от него видны буддийский монах и вооруженный арат с винтовкой в руке. Выше этой группы расположена часть герба ТНР, принятого после 1926 года и напоминающего герб РСФСР. По сторонам от него изображена надпись на старомонгольском языке, в переводе означающая: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь». Конечно, сюжет решен в плакатном ключе, что характерно было для того времени, но он привлекает жизнеутверждающим посылом и ярким цветовым строем.

  В основе творчества художника – народные мотивы, сюжеты, написанные по тувинским преданиям; элементы, присущие буддизму и шаманизму, органично сочетающиеся с тенденциями современного искусства конца XX – начала XXI вв. Одним из источников вдохновения живописца стали скифы, древние загадочные племена, их история и культурное наследие, объединяющие многие страны и народы, курганы Аржаан и Аржаан-2 в Туве, известные своими сенсационными находками.

  Многие живописные произведения художника – это результат размышлений и поисков «стилизованной Тувы», где стилизованная форма равнозначна знаку, лаконичному образу, наполненному бесконечным количеством трактовок.

  Одним из существенных проявлений индивидуальности художника является колорит живописных работ. Цветовая палитра полотен Шоя Чурука создает пространство, наполненное особой энергетикой «своего» мира. Яркая, энергичная, торжествующая – такие эпитеты вполне уместны для краткой характеристики цвета в живописи художника.

  Тувинский художник убедительно доказывает, что в XXI веке, во времена глобализации, художественные обобщения, живописные полотна, созданные на основе внимательного изучения натуры и знаний культурного и духовного наследия родной республики, могут быть актуальны.

  Как заметил однажды народный писатель Тувы Александр Даржай, в изложении мыслей и сюжетов Шоя Чурука – элемент поэзии красками высшей пробы.

  Первая персональная выставка Шоя Улзайовича состоялась в 2012 г. в Доме художников в столице Тувы Кызыле; вторая – в 2013 г., третья – в 2014 г. в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Большой успех имели выставки живописца в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России (Москва, 2013), в Совете Федерации России (Москва, 2014), в Национальном музее Республики Алтай (Горно-Алтайск, 2015) и в Доме художников им. Сурикова (Красноярск, 2015), за рубежом (Эдирне, Турция).

  Работы Чурука не похожи ни на что ранее созданное, и в этом их привлекательность как предмета для художественной критики, которой есть что анализировать, и как живописного произведения современного изобразительного искусства Тувы, которым хочется любоваться.

  Шой Чурук – художник, нашедший себя в творчестве, смело заявляющий о себе своими произведениями, которые отражают его мастерство и богатый внутренний мир.

  • Автор: Ак-кыс Елена, зав.отделом национально-краеведческой литературы НБ.
  • Ссылка: