Оскал-оол Владимир Базыр-оолович

Оскал-оол Владимир Базыр-оолович

Артист 31/12/1920 — 07/10/1999

Первый тувинский артист цирка, эквилибрист, жонглер, родоначальник династии, основатель тувинского циркового искусства. Народный артист СССР. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист Тувинской АССР, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР. Награжден медалью «За доблестный труд», высшей государственной наградой СССР — Орденом Ленина.

 

Самобытным мастерством покоряет публику.

Видим в номере одном целую республику!

Детство Владимира Базыр-ооловича прошло в Хондергее, он вырос в многодетной семье, вместе с ним росли  15 братьев и сестер. Он был самым младшим.  В 10 лет умерла мать. Только и остались в памяти ее тихие песни да сказка об Оскус-ооле - как раз о сироте! Отец и прежде был немногословен, а тут и вовсе замолк - слова не вытянешь, сам стал вести хозяйство, любую женскую работу научился делать: верблюдиц и овец доить, чинить одежду, готовить еду.

Время на месте не стоит, вечно трава не зеленеет - так говорит пословица. Владимир  Базыр-оолович учился Хондергее, потом в Чаданской школе. Летом оставался при школе для хозяйственных работ: пасти лошадей. Работал на совесть и как-то заслужил неслыханное по тем временам в его родных местах поощрение - поездка в пионерский лагерь! По случаю 15-летия Тувинской Народной Республики в 1936 году в Туву приехали артисты советского цирка! Следом за представлением в лагере начала работать комиссия: отбирать на учебу в цирковое училище. Кто самый ловкий? Оскал- оол и еще двое ребят. Осенью по Усинскому тракту, на грузовой машине отправился Оскал- оол в Москву в училище циркового искусства.  Учителями его были В. В. Захарьин, Ю. М. Польди, Т. Н. Палаш, К. И. Филатова. Учились вместе с Оскал-оолом Артемьев, Белоусов, братья Французовы, известные впоследствии цирковые артисты. Новое имя - Владимир - получил в Москве. Прошли три года. И вот выпускной экзамен: жонглирование с мячом, булавой и кольцами, популярный танец «Чечетка» на проволоке. Учителя могли гордиться своим питомцем. Его дебют на родине состоялся в здании «Летнего» кинотеатра в Кызылском парке и стал легендой. Мальчишки всюду сопровождали своего кумира, а ему самому-то было девятнадцать! При театре - студии открыли цирковое отделение, у Оскал-оола появились первые ученики: Хензиг-оол, Очур, Хуурак. Примерно в те же годы встретился он с молодой певицей Дунзенмой Оюн, она стала его женой, спутницей во всех странствиях, освоив мастерство цирковой артистки.

После вхождения Тувы в состав СССР, в 1946 году группа Оскал-оола выехала в г. Омск. Полгода стажировки и репетиций, новое оснащение номера, и он с успехом выступает в Омске. Потом города Урала и Приволжья. В1947 году он стал лауреатом четвертого творческого конкурса артистов цирка. Первая премия и диплом Комитета по делам искусств СССР. На выступления Владимира Оскал-оола и девяти его учеников с одобрением откликнулись «Правда», «Комсомольская правда». Он снова стал кочевником - уже как артист. В Советском Союзе более 50 стационарных цирков. Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Кемерово, Челябинск, Комсомольск, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, столицы союзных республик - вот карта гастролей. Пришло признание: в газетах рецензенты неоднократно отмечали возросшее мастерство цирковой группы под руководством Владимира Базыр-ооловича Оскал-оола. На использование тувинских национальных традиций Оскал-оола умело направил цирковой режиссер Б.А. Шахет. Несколько деталей, взятых из бьгта тувинцев - курение трубки, обработка проса, кошмы - создали своеобразное красочное звучание номера. Приходилось быть и художником, и реквизитором, делать собственные эскизы костюмов. Помогали тувинские артисты. Так, долго Оскал-оол выступал со ступкой, сделанной Н. Олзей- оолом. С тех самых пор в его номере всегда звучит тувинская музыка в обработке А. Н. Аксенова, позже Л. И. Израилевича.

Годы расцвета творчества. Первая поездка за рубеж. Оскал-оол вспоминает, как стремилась его группа в дружеские страны Азии, только что освободившиеся от гнета империалистов. Ведь судьбы этих народов сходны с судьбой тувинского народа, веками влачившего ярмо кабалы! В Дели, Бомбее, Мадрасе, Калькутте за два месяца на представлениях побывало свыше миллиона зрителей, однажды присутствовали даже Джавахарлал Неру и Индира Ганди. На представлениях в Дели посмотреть именно их номер приходил молодой Далай-лама XIV со своей свитой. Не менее радушны были встречи в Бирме. Гастроли в Венгрии, ГДР, Монголии, Болгарии, Франции, Англии, Голландии, США... В Австралии были четыре с половиной месяца, где более миллиона зрителей посмотрели выступление. Каждый вечер их номера сопровождались музыкой Дунаевского, мелодией песни Соловьего-Седого «Подмосковные вечера», родными тувинскими напевами - и каждый вечер звучал Гимн Советского Союза. В начале семидесятых годов - гастроли в США. Советский цирк признан лучшим в мире. В Америку выехали на гастроли 168 его артистов, среди них прославленные мастера О. Попов, В. Филатов, братья Тугановы. В Нью-Йорке и Филадельфии ежедневно собирались по 10-12 тысяч зрителей. Свободного времени почти не оставалось, но все же артисты успели посетить американский балет на льду, театры, музеи. Самая высокая награда для него - когда в конце представления зрители там, в далеких чужих странах, встают и кричат «браво» советскому цирку. Журналистам разных стран В.Б. Оскал-оол рассказывал о Советской Туве, о прошлом и настоящем, обычаях и традициях народа. Поэтичность этих рассказов трудно было передавать переводчикам: он как будто переносился на родину, в  тувинскую степь, на чабанскую стоянку высоко в горах... Он видел сотни городов: любовался Версалем и Лувром Парижа, гулял в Лондоне по Трафальгару, был в доме Рембрандта... Прекрасен ночной Париж, чудесен Дели в час заката, неповторима экзотика восточноазиатских городов. Но ничего нет дороже и лучше сибирской тайга, вольных просторов Тувы, где сверкает чистой струей неугомонный Хемчик...

Красивый, высоколобый, всегда элегантный Владимир Базыр-оолович каждый год, чаще осенью, приезжал он в родную Туву. Встречался со школьниками, студентами, самозабвенно пропагандировал цирковое искусство. Состав труппы за 60-летний период много раз обновлялся. И всегда новых артистов Оскал-оол учил работать без равнодушия и штампа, чтобы каждый номер выглядел как только что рожденная импровизация. Зачем зрителю знать, сколько за видимой легкостью постоянного упорного труда и учебы? Но недаром внимательный взгляд темных глаз Владимира Базыр-ооловича был не только приветлив, в нем запомнилось что-то свое, потаенное - погруженность в мысли, настойчивость и сосредоточенность...

Дети - заслуженная артистка Тувинской АССР Майя Лозовик и народный артист Республики Тува Юрий Оскал-оол - служили Российскому цирку также преданно, как и отец. Владимир Базыр-оолович кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», депутат Верховного Совета Тувинской АССР многих созывов, народный артист СССР, РСФСР и Тувинской АССР, он очень дорожил честью артиста. Успех не вскружил ему голову: «Законченного артиста не бывает», - любимая фраза Оскал-оола. Сам больше всего гордился тем, что каждым выступлением рассказывал о своем народе.