Монгуш Аяна Самыяевна

Монгуш Аяна Самыяевна

Деятель

Заслуженный деятель искусств РТ, художественный руководитель Тувинского национального театра музыки и танца «Саяны».

Аяна Самыяевна Монгуш (Саая) родилась в 1976 году в с. Саглы Овюрского района Тувинской АССР. Родители – чабаны, отец родом из Монгун-Тайгинского района, а мать из Барун-Хемчикского. Аяна – младшая дочь из 10 детей. Когда девочке исполнилось 5 лет, ее родителей не стало. Тогда старшая сестра, которая заканчивала театральное отделение Кызылского училища искусств, забрала сестренку к себе в г. Кызыл.

В 1983 году Аяна Саая поступила в РШИ по классу домры. Первая учительница – Осур Чечек Хереловна, заботливая, добрая, не только учила музыке, но и помогала в жизни советами, относилась с материнской теплотой. Во время учебы в школе искусств, Аяна Самыяевна вместе со своей одноклассницей играла в оркестре национальных инструментов ГПТУ-4 г. Кызыла, руководила которым Татьяна Туматовна Балдан. Она попросила девочек прийти на помощь оркестру (нужны были чанзисты): не хватало музыкально грамотных исполнителей, так как основной костяк оркестра составляли будущие строители, маляры, крановщики.

После окончания 9 класса, в 1991 году Аяна продолжила обучение в Кызылском училище искусств в классе домры Ирины Петровны Шевченко. Именно у нее, как вспоминает композитор, она научилась работе с оркестром. Ирина Петровна, как опытный педагог, сразу заметила в своей студентке хорошие данные для дальнейшей работы с оркестром в качестве дирижера.  На 4 курсе Аяну перевели по специальности к другому педагогу – Аяне Викторовне Дулуш, т. к. Ирина Петровна переехала в другой город.

Во время учебы в училище, кроме домры, Аяна играла на тувинском национальном инструменте бызаанчы. Был факультативный предмет, на котором можно выбрать любой другой инструмент, кроме основного. Так

появилась вторая специальность. Училась игре на бызаанчы у Алины Александровны Оюн.

После окончания училища в 1995 году Аяна Самыяевна начала преподавательскую деятельность в ДШИ г. Ак-Довурака педагогом по классу домры. Входила в состав ВИА «Онзагай» («Необычные»), для которого писала песни. Одновременно поступила на заочное отделение только что открывшегося в Кызыле филиала Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (ВСГАКИ), где в течение 5 лет в составе группы из 12 человек училась в оркестровом классе Андрея Викторовича Михайлова. Так жизнь связала Аяну Самыяевну с тувинскими национальными инструментами.

В 2004 году Аяна Самыяевна также принимала участие в коллективном проекте оперы «Мөңге аялга» и руководила премьерой сочиненного ею Финала оперы, где выступал Тувинский национальный оркестр с хором хөөмеистов. Бо́льшая часть основного репертуара коллектива Тувинского национального оркестра – результат работы Аяны Монгуш как композитора-аранжировщика. Можно сказать, что ею закреплен современный вид партитуры для тувинского оркестра, определен функционал каждой из его групп. Авторитет А. С. Монгуш в этой области заслужен кропотливым многолетним трудом.

В 2013 году она была приглашена Международной организацией ТЮРКСОЙ в Турцию для участия в концерте Ансамбля тюркской музыки, проводившемся в г. Анкаре. В 2017 году под руководством Аяны Самыяевны впервые состоялись большие гастроли коллектива Тувинского национального оркестра по городам Сибири с концертной программой «Пульс времени».

В 2017 году композитором была написана музыка к музыкальному спектаклю «Чадаган» по легенде А. Даржая, премьера которого успешно прошла в Национальном музыкально-драматическом театре. Композитору удалось создать музыку глубоко национальную по стилю и соответствующую духу старинной легенды о происхождении одного из традиционных инструментов тувинцев. В 2019 году спектакль участвовал в VII Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в г. Казань и был по достоинству отмечен Дипломом в номинации «Лучший музыкальный спектакль».

А. С. Монгуш также является главным инициатором Республиканского конкурса исполнителей на национальных инструментах им. Татьяны Балдан, который проводится с 2017 года. Главная цель этого конкурса – игра на тувинских национальных инструментах в традиционной манере, возвращение к аутентичному исполнительству.

С 2019 года Аяна Монгуш работает в Тувинском национальном театре музыки и танца «Саяны» в качестве художественного руководителя. Несмотря на множество организационных вопросов, Аяна Самыяевна постоянно сочиняет музыку для пополнения репертуара коллектива. Так, например, в 2020 году появилась композиция для горлового пения с оркестром тувинских национальных инструментов «Билгээ-Кагаан», в 2021 году для юбилейной программы «Саян», посвященной 100-летию Тувинской Аратской Республики, сочинены вокально-хореографическая композиция «Дембилдейлиг мээң Тывам» («Переливчато-звонкая Тува моя»), а также музыка для хореографических номеров «Зеленая Тара» (буддийское божество) и «Хамның кыйгызы» («Зов шамана»). Помимо этих сочинений, композитор занимается аранжировками тувинских народных песен. Приведем тему из композиции «Дембилдейлиг мээң Тывам» («Переливчато-звонкая Тува моя»)

Композитор является членом Тувинского регионального отделения Союза композиторов России. За заслуги в развитии национального искусства и культуры Аяна Монгуш удостоена почетного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Тыва» (2007).

Список основных сочинений А. С. Монгуш:

Театральная музыка

Музыка к спектаклю «Чадаган» по легенде А. Даржая, режиссер С. Монгуш (2017)

Вокально-хореографические композиции:

Для юбилейной программы Тувинского национального театра музыки и танца «Саяны», посвященной 100-летию Тувинской Аратской Республики (2021): «Зеленая Тара», «Хамның кыйгызы» («Зов шамана»), «Ыдык Тывам» («Священная Тува»), «Дембилдейлиг мээң Тывам» (Переливчато-звонкая Тува моя)

«Алдын-Булак» - композиция для горлового пения с оркестром тувинских национальных инструментов (2013). «Билгээ-Кагаан» для горлового пения с оркестром тувинских национальных инструментов (2020)

Оркестровые композиции:

Обработка «Фантазия на народные темы» для домры и игила с оркестром тувинских национальных инструментов (2005)

«Эзирнин ужудуушкуну» («Полет орла»)  для оркестра тувинских национальных инструментов (2007)

 «Сулде» («Дух») для симфонического оркестра (2013)

«Даң-Хаяа» («Рассвет») для хөөмея с оркестром тувинских национальных инструментов (2013)

«Меңги чечээ» («Цветок горного ледника») для чадагана с оркестром тувинских национальных инструментов (2019)

Камерно-вокальные жанры

Песни (более 40): «Чараш уян аялгам сен» («Ты – моя прекрасная, задушевная мелодия»), «Хөөмей, сыгыт» на сл.  Ч. Тумат; «Тыва өглер» («Тувинские юрты»), сл. А. Даржая; «Тыва эрниң сулдези» («Дух тувинского парня»), «Бузурелдиг эрес эжим» («Мой надежный, храбрый друг») на сл. А. Монгала; «Тывам» («Моя Тува»), сл. В. Серен-оол; «Сөглеп бээр мен» («Расскажу»), «Эжим өөрум» («Мои друзья») на сл. Б. Кенеша; «Тыва чуртум» («Моя родина - Тыва»), сл. А. Пирлей; «Ынак-тыр мен» («Люблю»), сл. Н. Чооду и др.