Саая Сарыг-оол Шогжут-оолович

Саая Сарыг-оол Шогжут-оолович

Художник

Саая Сарыг-оол Шогжут-оолович — пейзажист, жанрист, портретист, член Союза художников России (1976). С.Ш. Саая родился 20 сентября 1937 г. в местечке Каргы Монгун-Тайгинского хошуна Тувинской Народной Республики. В 1947-1957 гг. учился в Мугур-Аксынской семилетней и Бай-Тайгинской средней школах. Потом 2 года работал учителем рисования и черчения в школах Бай-Тайгинского и Тоджинского районов. В 1959-1964 гг. учился в Иркутском училище искусств на художественном отделении. После окончания училища 1 год проработал художником-постановщиком Кызылского народного театра юного зрителя (ТЮЗ). Уже в 1965 г. перешел на работу в Тувинские художественно-производственные мастерские (ХПМ) Художественного Фонда РСФСР, где трудился до 1973 г. С 1964 г. он ежегодно участвовал в местных, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках, таких как: «Советская Россия», «По родной стране», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «Сибирь социалистическая», «Всегда начеку» (Москва, 1972), «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» (Москва, 1979), «Мы строим БАМ» (Улан-Удэ, 1979), «Дорогами дружбы», выставки в Чехословакии (Братислава, 1974) и Монголии (Улан-Батор, 1986) и др. В фонде «Живопись, графика, скульптура» Национального музея Республики Тыва на сегодняшний день хранятся 37 картин С.Ш. Саая, из них только одна картина выполнена пастелью (на картоне), все остальные 36 картин выполнены маслом (33 ед. на холсте и 3 ед. на картоне). Первая работа С.Ш. Саая поступила в музей в декабре 1973 г., это картина «Родные просторы. Встреча», написана в 1972 г. (рис. 1). На ней изображена встреча двух чабанов во время выпаса скота. Они стоят лицом друг к другу и беседуют, рядом с ними сидит собака. Типичный горно-степной тувинский ландшафт изображен на фоне снежных горных вершин. По всей видимости, это ландшафт Монгун-Тайги – родины художника.

В творчестве С.Ш. Саая неизменна тема любви к родной природе. С.Ш. Саая пишет пейзажи не только родного края (Монгун-Тайги), он побывал во всех районах республики и запечатлел ландшафты Тес-Хема, Тоджи, Каа-Хема, Бай-Тайги, курорта Уш-Белдир. В фонде НМ РТ 7 картин С.Ш. Саая посвящены природе тувинской земли, среди них: «Родные просторы. Встреча», «На просторах Тес-Хема», «Родные горы», «Чагытай хɵл» (Озеро Чагытай) и др. Одна из самых значительных исторических работ художника – картина «Перед началом (60 богатырей)», которая поступила в музей в мае 1994 г. с работами других художников от директора Тувинских художественно-производственных мастерских А.В. Кудаяровой. Как отмечено в Книге поступления музея, эта картина экспонировалась на региональной выставке «Сибирь» в Красноярске в 1991 г. Картина выполнена в сине-фиолетовых и красных тонах, на переднем плане изображена большая группа вооруженных ружьями и копьями аратов. На заднем плане – 2 всадника. Этой же теме, восстанию 60-ти богатырей (по тув. Алдан-Маадыр), посвящены 2 другие работы С.Ш. Саая из музейного фонда – «Узник» и «Плачущая вдова», на которых изображены один из повстанцев после подавления восстания, с деревянной колодой на шее, и женщина с распущенными волосами, оплакивающая своего мужа-повстанца. Историческим темам в своем творчестве С.Ш. Саая уделял значительное внимание. Только в музейной коллекции художника к историческим можно отнести 13 работ, среди них: 3 вышеуказанные работы из серии «Восстание 60-ти богатырей», «Красные партизаны у подножия Танну-Ола», «Ликбез», «На Куликовом поле», 2 версии картины «Памятники старины», «Шаман» и др. Тема ликвидации безграмотности (ликбез) уже была отражена в одной из ранних работ художника «Первые комиссары просвещения. Ликбез» (1968), которая была представлена в 1969 г. на выставке «Сибирь социалистическая» в Красноярске. На картине «Ликбез», которая имеется в фонде НМ РТ и была написана уже в 1976 г., художник изобразил молодого красноармейца в шинели и буденовке, стоящего с газетой в руках и окруженного сидящими аратами (мужчинами и женщинами с маленькими детьми на руках), среди которых мы видим и седовласого старца. А из монографии С.М. Червонной «Художники Республики Тыва» мы узнаем о третей картине С.Ш. Саая из этой серии – «Красная юрта. Ликбез» (1977), где изображен тувинский юноша-учитель, пишущий стилусом на доске, также в окружении сидящих на земле аратов. Последней картины нет в фондах музея. В двух вариантах картины «Памятники старины (Вечность)» (1972 и 1976 гг.), которые хранятся в НМ РТ, он изображает каменные изваяния древнетюркской эпохи «кижи кожээ», которые экспонировались в стеларии старого здания музея (по улице Ленина, дом 8) (рис. 2). «На фоне современного города, несколько взбудораженного стройкой, у стены здания музея, эти серовато-зеленые, словно патинированные пылью веков, чуть загадочные камни стоят торжественно и величаво, навевая современнику глубокие раздумья о вечности», – так описывает эти работы С.М. Червонная.

Интересный факт мы нашли во вступительной статье А.С. Хертека к каталогу третьей персональной выставки С.Ш. Саая (1988). Там сказано, что большое историческое полотно «Возвращение тувинских добровольцев с Великой Отечественной войны» было подарено художником картинной галерее украинского города Ровно. Большое место в творчестве С.Ш. Саая занимают портреты тружеников, народных мастеров, знатных людей, многодетных матерей нашей республики. В музее хранятся 6 портретов его работы, в том числе «Автопортрет» художника: «Портрет столяра А. Бегзи», «Портрет заслуженного животновода, матери-героини Биче-оол Дартыны Моге-Шириевны» (рис. 3), «Чабан Саая». 3 портрета написаны художником в Монголии: «Портрет монголки», «Верблюдовод из сумона Тогерик. Хозяин Гоби» (рис. 4), «Скульптор Дзанабадзар». Кроме этих трех портретов, теме Монголии посвящены еще 6 музейных работ художника, который побывал в Монголии в составе творческой группы тувинских художников в 1986 г.: «Золотой вечер в Гоби», «Белые юрты Монголии», «Поэма о Монголии», «Монгольская мать», «Величественные субурганы Кара-Корума и Гуча Чохан», «Храмовый комплекс в Улан-Баторе».

В 1988 г. художник побывал в туристической поездке по Мексике, впоследствии появилось несколько картин, среди них 2 картины хранятся в НМ РТ: «Мексика. Пирамида» и «Материнство». Надо отметить, что С.Ш. Саая посвятил несколько своих работ теме материнства («Ава», «Материнство», «Монгольская мать»), среди них выделяется картина «Две матери (семья солдата)», изображающая 2-х тувинских женщин, сидящих в юрте – старушку-мать солдата и его жену с ребенком на руках. Среди последних поступивших в музей работ С.Ш. Саая 3 картины переданы в музей из личных коллекций других людей. Так, картина «Чагытай хɵл» (Озеро Чагытай) поступила от писателя и ученого Екатерины Дуктуг-ооловны Тановой, картина «Хайырыкан дагда кежээ» (Вечер на горе Хайыракан) была подарена художником на 60-летие писателя Кызыл-Эника Кыргысовича Кудажы и поступила в музей с его архивом. И, наконец, картина «Заветы учителя» (рис.5) поступила в 2019 г. от ученого, доктора искусствоведения Зои Кыргысовны Кыргыс.

  • Автор: В.Д. Ооржак, хранитель 1-й категории отдела фондов и учета НМ РТ
  • Ссылка: https://kntuva.ru/?p=9377