Тока Владимир Салчакович

Тока Владимир Салчакович

Композитор 16/06/1942 — 10/05/2008

В биографии Владимира Тока, на наш взгляд, можно выделить три значимых социальных круга, которые повлияли на формирование его как композитора. Первый круг, как и у любого человека, – безусловно, семья. Однако, в данном случае обратим внимание на то, какая это была семья, ведь родители будущего композитора – первые лица республики, молодого независимого государства. Напомним, что Владимир родился в то время, когда Тува уже два десятилетия существовала как Тувинская народная республика (ТНР). Следует остановиться на родителях и их роли в музыкальном становлении будущего композитора. Салчак Калбак-Хорекович Тока (1901–1973) — крупный партийный и государственный деятель ТНР и Советской Тувы, прошедший путь от простого арата на вершину власти в молодой республике: с образованием в 1921 году Тувинской Аратской республики (TAR, далее ТНР) Салчак Тока был солдатом Тувинской народно-революционной армии, посыльным, сборщиком налогов, в 1925–1929 годах учился в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока, в 1929 году стал членом Тувинской народно-революционной партии (ТНРП), тогда же был избран секретарем ЦК ТНРП и назначен министром культуры ТНР, с 1933 года – председатель Президиума (с 1936 года – Генеральный секретарь) ЦК ТНРП, фактический руководитель молодого государства (ТНР), осмелившегося объявить войну гитлеровской Германии и поддержавшего СССР в годы Великой Отечественной войны значительной материальной помощью и отправкой добровольцев на фронт, с 1944 года – член Всесоюзной коммунистической партии большевиков. На протяжении почти трех десятилетий этот человек являлся бессменным руководителем Тувинской АССР, вплоть до своей смерти. Неудивительно, что его имя неразрывно связано с историей Тувы и по праву внесено в Большую Советскую Энциклопедию. Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока (1912–2008) в разное время занимала высокие посты в правительстве Тувы, также стремительно пройдя «социальные лифты»: когда в 1930 году появилась тувинская национальная письменность, одной из первых активистов-членов Революционного союза молодежи ТНР Анчимаа в своем районе освоила грамоту и начала обучать этому земляков, работала писарем, секретарем районной администрации, в 1931 году вступила в члены ТНРП, в 1931–1935 годах получила образование (как и будущий супруг) в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ), после окончания КУТВа – член ЦК Ревсомола ТНР, в 1938 году – зав. отделом по работе среди женщин ЦК ТНРП, и в 1940 году она уже – Председатель Малого Хурала ТНР, после вхождения ТНР в состав СССР – заместитель председателя Тувинского облисполкома (с 1944 по 1961 годы), с 1961 по 1972 годы – зам. председателя Совета Министров Тувинской АССР, после чего ушла на пенсию. Прожила долгую жизнь (96 лет) и считается первой женщиной в мировой истории, бывшей главой государства на избираемой должности, а также одной из самых долгоживущих руководителей глав государств и правительств в мире . На старости лет Х.А. Анчимаа-Тока проживала вместе с семьей своего сына Владимира. Важно отметить, что оба родителя, будучи блестящими управленцами и политическими лидерами, были неравнодушны к искусству и смогли проявить себя как деятели культурной жизни Тувы. Например, в молодости Анчимаа писала стихи, участвовала в спектаклях с артистами театра, вместе с друзьями из КУТВа в 1933 году исполняла песни для первой пластинки с записями тувинского фольклора. Художественное творчество оставила, став партийным чиновником, но, занимаясь в органах исполнительной власти вопросами образования, социального обеспечения, здравоохранения, народных традиций, спорта, интернационального и патриотического воспитания, она всегда была заинтересована в развитии тувинской культуры и искусства, что доказывают сохранившиеся архивные документы. В 1940 году Анчимаа и Тока соединили свои судьбы и своих детей от предыдущих союзов (это: старший сын Тока от его второго брака с Александрой Алёхиной – Валентин, а также дети Анчимы – сын Буян-Валерий и дочь Анна). Вскоре родились общие дети – сыновья Владимир (16 июня 1942 г.) и Виктор (28 января 1944 г.). Так, будущий композитор вырос в многодетной семье первых лиц Тувы, которые в силу своих должностных обязанностей львиную долю времени проводили на работе. Обращает внимание выбор родителями имен для детей (что тоже было зна́ком нового времени), стремление дать им хорошее образование, с ранних лет приобщить к музыке.  

По понятным причинам, со смертью отца жизнь всех членов семьи Тока изменилась, и детям пришлось строить карьеру, рассчитывая исключительно на свои собственные силы. В этот период в профессиональном развитии Владимира Тока начинает проявлять свою роль третий социальный круг, представленный коллегами по творческому цеху (т.е. непосредственное окружение композитора, связанное с его повседневной работой и профессиональным общением). Важно, что членами его собственной семьи стали представительницы хореографической профессии – жена Галина и дочь Татьяна (обе закончили Фрунзенское хореографическое училище как балерины, стали артистками Государственного ансамбля песни и танца «Саяны» и преподавателями хореографии в специализированных школах Тувы). История искусства знает подобные примеры, когда семейный союз композитора и хореографа непременно порождает музыку танцевальных жанров и балетные партитуры. Поэтому появление в творческом портфеле В.С. Тока музыки к хореографическим постановкам и его стабильный интерес к этой жанровой области представляется вполне закономерным явлением. Другой важный компонент постоянного профессионального общения – оркестранты, коллеги по основной работе в симфоническом оркестре. Коллектив, который был создан в Туве в 1966 году (не без заинтересованного участия родителей братьев Тока), появился весьма своевременно, отвечая потребности местных композиторов в реализации их симфонических замыслов. Виктор и Владимир связали свою судьбу с оркестром, до конца жизни трудясь в нем: Виктор как дирижер, Владимир как артист оркестра, пианист и композитор. Среди оркестрантов – друзья по консерваторскому времени (скрипачи В. Шананин и В. Аксаментов), новые дружеские связи завязались также из-за общего увлечения джазовой музыкой. Владимир Тока по праву считается одним из первых джазменов Тувы, наряду с саксофонистом Сергеем Олзей-оолом, фаготистом и саксофонистом Вячеславом Кенденбилем и другими тувинскими музыкантами. Внутрифилармоническая жизнь стимулировала творческие контакты, некоторые из которых перерастали в многолетние дружеские связи. Так, отметим Виталия Нанактаева, руководившего оркестровой группой ансамбля песни и танца «Саяны» (в то время это был смешанный состав из этнических и эстрадных инструментов, сопровождавший танцевальные и вокальные номера ансамбля), а также Владимира Табуева, организатора и первого руководителя ВИА «Аян» («Гармония»), ярко представлявшего тувинскую эстраду. Крепкая дружба музыкантов стимулировала появление музыки популярного направления и развитие соответствующей стилистики в творчестве Владимира Тока. Поскольку работа композитора была связана не только с симфоническим оркестром, но и с филармоническими коллективами, драматическим театром, Тока общался и сотрудничал со многими музыкантами, артистами и режиссерами, набираясь опыта сочинения музыки к концертным программам, балетным и театральным постановкам. Это формировало особую нацеленность композиторского слуха на яркость образных характеристик персонажей, отражение в музыке сюжетных поворотов, поиск колористических звуковых решений. Еще одной сферой профессионального общения стали контакты с коллегами-композиторами и музыковедами, поскольку в 1984 году Владимир Салчакович стал членом Союза композиторов РСФСР (его отделения в Тувинской АССР), а во второй половине 1990-х годов руководил Союзом композиторов Тувы, правда, недолгое время. Нужно сказать, что ему была чужда не только организаторская, но и педагогическая работа, хотя он откликался на просьбы музыкантов-педагогов и иногда писал произведения для детей. Многие самодеятельные композиторы Тувы неоднократно обращались к Тока за помощью по инструментовке своих пьес для оркестра. Оркестровками он занимался постоянно, и такая работа его не тяготила. Заметим, что в этом деле Тока был практиком, особенно если учесть, что состав тувинского симфонического оркестра не отличался полнотой (нехватка струнных всегда была острой), поэтому свою партию пианиста он нередко рассматривал как компенсаторную для выстраивания общего баланса звучания и полноты гармонической вертикали. Общение Тока с местными музыковедами способствовало тому, что его творчество получало профессиональный отклик и аналитическое осмысление, со своей стороны он поддерживал творческие начинания музыковедов. Композитор находился в гуще культурной жизни республики и региона, откликаясь на новые тенденции, в том числе усиление джазовой стилистики в репертуаре симфонического оркестра (что позже повлияло на деятельность молодого духового оркестра Тувы), создание гимна Республики Тыва, развитие репертуара для юных музыкантов, для тувинских национальных инструментов, для «Сибирского сувенира» – ансамбля народной музыки Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (ВСГАКИ), сопровождавшего постановку этнобалета «Ынакшылдыӊ күжү» («Сила любви»). Однако, сердцевина его авторского стиля сформировалась эпохой культуры советского периода, в которой академическим жанрам отводилась особая роль, а фольклорные истоки тематизма всегда приветствовались. Не будучи знатоком тувинского фольклора, тем не менее, Тока всегда был и остается истинно тувинским композитором: корневые ощущения тувинского мелоса, идущие из оборотов тувинской речи и народных песен, естественным образом проявляются в его авторских мелодиях, что доказывает интонационный анализ произведений.  

Следующий социальный круг формирования композитора связан с учителями-музыкантами. Младшие дети семьи Тока обучались в музыкальной школе Кызыла по классам фортепиано (Анна и Владимир) и баяна (Виктор), демонстрируя явные успехи. Владимиру повезло учиться первые 5 лет в классе опытнейшего педагога Е.Р. Близнюк , которая со своим супругом и дочерью в те годы волей судьбы оказалась в Туве и трудилась в Кызылской ДМШ. Роль ДМШ в культуре Кызыла тех лет трудно переоценить, поскольку активная концертно-просветительская работа коллектива школы фактически восполняла деятельность несуществующей еще тогда местной филармонии. Учитывая занятость родителей, а также то, что в доме Тока за детьми следила русская домработница, вполне понятно, почему Владимир Салчакович, в отличие от старшего поколения тувинских композиторов (Алексея Чыргал-оола, Ростислава Кенденбиля, Саая Бюрбе), не был носителем тувинской традиционной культуры и языка. Таким образом, музыкальный вектор развития будущего композитора формировался из звучащей вокруг музыки и главным образом – из постигаемого им самим фортепианного учебного репертуара ДМШ, который, как всем музыкантам хорошо известно, представляет стилистику академической музыки новоевропейского типа (это и пьесы зарубежных композиторов, и русских, и советских авторов). Этнические традиции прививались же исподволь, главным образом, через глубокое почитание окружающей природы, что в высшей степени свойственно тувинскому менталитету. Семейный круг в музыкальном развитии Владимира сохранял свое значение на протяжении всей его жизни – так сложилось, что судьбы младших братьев оказались неразрывны: несмотря на разницу в возрасте, Владимир и Виктор учились в общеобразовательной школе в одном классе, вместе поступали в консерваторию, вместе до конца жизни трудились в одном коллективе. Социальный круг будущего композитора в области профессионального образования расширился в период 1960-х – это время Новосибирской консерватории, годы учебы в ней, общение с другими студентами, сама атмосфера профильного вуза и культурная жизнь большого сибирского города. Выбор профессионального пути был, с одной стороны, предрешен родителями (которые, по словам самого композитора, не хотели, чтобы их дети занимались политикой), с другой – личными интересами братьев Тока. Здесь следует пояснить, что, закончив ДМШ в 1958 году, до поступления в консерваторию Владимир не получал образования по программе музыкального училища (его в республике попросту тогда еще не было), соответственно, Виктор тоже. Тем не менее, приехавший весной 1960 года в Кызыл для отбора абитуриентов зав.кафедрой народных инструментов Новосибирской консерватории В.А. Подъельский рекомендовал братьям Тока поступать на подготовительный курс. Поддержка четы Близнюк–Шевчук тоже сыграла свою роль, но очевидная нехватка знаний в связи с отсутствием училищного курса, конечно, создавала определенные сложности в процессе обучения, который оказался прерванным. После окончания подготовительного отделения (на котором экстернатом был освоен курс музучилища), на первом курсе консерватории Владимир взял академический отпуск по болезни, потом был отчислен . Так, к сожалению, Тока не завершил своё обучение в консерватории . Тем не менее, годы, связанные с Новосибирском, стали исключительно важными в профессиональном становлении: во-первых, это учеба в специальном классе такого мастера, как М.С. Лебензон , во-вторых, первые опыты сочинения музыки, совершавшиеся пока самостоятельно. Сразу обращает на себя внимание выбор жанров для творчества – фортепианная музыка, инструментальные композиции. Отнюдь не песни, с которых начинали свой путь большинство тувинских авторов (что сразу было отмечено местными музыковедами В.Л. Сапельцевым и З.К. Казанцевой). Среди первых произведений Владимира Тока ¬¬– концерт для фортепиано с оркестром «Улан-цэцэг» (Красный цветок) и симфоническая поэма «Тувинские пейзажи», прозвучавшая в концерте декады тувинского искусства в Москве в 1964 году в исполнении автора. Освоение в фортепианном классе М.С. Лебензон произведений С.В. Рахманинова (блестящим интерпретатором творчества которого она являлась) во многом определило стилевые ориентиры Владимира Тока, которого на малой родине потом нередко называли «тувинским Рахманиновым» . От русского гения, по-видимому, проистекает интерес Тока к жанрам этюда-картины (Этюд-картина Es-dur Тока), фортепианного дуэта («Енисейская акварель»), концерта для фортепиано с оркестром («Улан-Цэцэг»). Освоение романтического фортепианного репертуара также отразилось в дальнейшем обращении к жанрам прелюдии (цикл прелюдий Тока), музыкального момента (Музыкальный момент для скрипки и фортепиано), ноктюрна (ставший репертуарным Ноктюрн для солирующего гобоя и симфонического оркестра). Любовь к импровизациям за роялем стала неотъемлемой частью творческого процесса, определив также несколько импровизационный характер изложения и развития тематического материала, что повлияло на способ формообразования, в результате чего формы многих сочинений Тока отличаются текучестью и не всегда четко структурированы. Объективная необходимость композиторского образования привела в 1972 году к прохождению специальной стажировки в Ленинградской консерватории под руководством А.Д. Мнацаканяна (тогда еще молодого автора, успешно реализующего себя в том числе в области киномузыки). Подобные стажировки в столичных консерваториях в свое время прошли тувинские композиторы старшего поколения (С. Бюрбе и Р. Кенденбиль), но они были достаточно длительными (до трех лет), у Тока же снова получился неполный вариант обучения – только 1 год, потому что в связи с болезнью отца в начале мая 1973 года пришлось ехать сначала в Москву, а потом – на похороны в Кызыл. Несмотря на это, занятия в Ленинградской консерватории и строгий контроль со стороны педагога не прошли даром, позволив Владимиру увереннее овладеть ремеслом композитора, расширить жанровый диапазон, начать подступы к сложнейшим из них – симфонии, балету.
 
 
Е.Карелина //Особенности авторского стиля
 
  • Список литературы, иное: //Особенности авторского стиля/Е.Карелина