Тока Владимир Салчакович
Композитор 16/06/1942 — 10/05/2008В биографии Владимира Тока, на наш взгляд, можно выделить три значимых социальных круга, которые повлияли на формирование его как композитора. Первый круг, как и у любого человека, – безусловно, семья. Однако, в данном случае обратим внимание на то, какая это была семья, ведь родители будущего композитора – первые лица республики, молодого независимого государства. Напомним, что Владимир родился в то время, когда Тува уже два десятилетия существовала как Тувинская народная республика (ТНР). Следует остановиться на родителях и их роли в музыкальном становлении будущего композитора. Салчак Калбак-Хорекович Тока (1901–1973) — крупный партийный и государственный деятель ТНР и Советской Тувы, прошедший путь от простого арата на вершину власти в молодой республике: с образованием в 1921 году Тувинской Аратской республики (TAR, далее ТНР) Салчак Тока был солдатом Тувинской народно-революционной армии, посыльным, сборщиком налогов, в 1925–1929 годах учился в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока, в 1929 году стал членом Тувинской народно-революционной партии (ТНРП), тогда же был избран секретарем ЦК ТНРП и назначен министром культуры ТНР, с 1933 года – председатель Президиума (с 1936 года – Генеральный секретарь) ЦК ТНРП, фактический руководитель молодого государства (ТНР), осмелившегося объявить войну гитлеровской Германии и поддержавшего СССР в годы Великой Отечественной войны значительной материальной помощью и отправкой добровольцев на фронт, с 1944 года – член Всесоюзной коммунистической партии большевиков. На протяжении почти трех десятилетий этот человек являлся бессменным руководителем Тувинской АССР, вплоть до своей смерти. Неудивительно, что его имя неразрывно связано с историей Тувы и по праву внесено в Большую Советскую Энциклопедию. Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока (1912–2008) в разное время занимала высокие посты в правительстве Тувы, также стремительно пройдя «социальные лифты»: когда в 1930 году появилась тувинская национальная письменность, одной из первых активистов-членов Революционного союза молодежи ТНР Анчимаа в своем районе освоила грамоту и начала обучать этому земляков, работала писарем, секретарем районной администрации, в 1931 году вступила в члены ТНРП, в 1931–1935 годах получила образование (как и будущий супруг) в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ), после окончания КУТВа – член ЦК Ревсомола ТНР, в 1938 году – зав. отделом по работе среди женщин ЦК ТНРП, и в 1940 году она уже – Председатель Малого Хурала ТНР, после вхождения ТНР в состав СССР – заместитель председателя Тувинского облисполкома (с 1944 по 1961 годы), с 1961 по 1972 годы – зам. председателя Совета Министров Тувинской АССР, после чего ушла на пенсию. Прожила долгую жизнь (96 лет) и считается первой женщиной в мировой истории, бывшей главой государства на избираемой должности, а также одной из самых долгоживущих руководителей глав государств и правительств в мире . На старости лет Х.А. Анчимаа-Тока проживала вместе с семьей своего сына Владимира. Важно отметить, что оба родителя, будучи блестящими управленцами и политическими лидерами, были неравнодушны к искусству и смогли проявить себя как деятели культурной жизни Тувы. Например, в молодости Анчимаа писала стихи, участвовала в спектаклях с артистами театра, вместе с друзьями из КУТВа в 1933 году исполняла песни для первой пластинки с записями тувинского фольклора. Художественное творчество оставила, став партийным чиновником, но, занимаясь в органах исполнительной власти вопросами образования, социального обеспечения, здравоохранения, народных традиций, спорта, интернационального и патриотического воспитания, она всегда была заинтересована в развитии тувинской культуры и искусства, что доказывают сохранившиеся архивные документы. В 1940 году Анчимаа и Тока соединили свои судьбы и своих детей от предыдущих союзов (это: старший сын Тока от его второго брака с Александрой Алёхиной – Валентин, а также дети Анчимы – сын Буян-Валерий и дочь Анна). Вскоре родились общие дети – сыновья Владимир (16 июня 1942 г.) и Виктор (28 января 1944 г.). Так, будущий композитор вырос в многодетной семье первых лиц Тувы, которые в силу своих должностных обязанностей львиную долю времени проводили на работе. Обращает внимание выбор родителями имен для детей (что тоже было зна́ком нового времени), стремление дать им хорошее образование, с ранних лет приобщить к музыке.
По понятным причинам, со смертью отца жизнь всех членов семьи Тока изменилась, и детям пришлось строить карьеру, рассчитывая исключительно на свои собственные силы. В этот период в профессиональном развитии Владимира Тока начинает проявлять свою роль третий социальный круг, представленный коллегами по творческому цеху (т.е. непосредственное окружение композитора, связанное с его повседневной работой и профессиональным общением). Важно, что членами его собственной семьи стали представительницы хореографической профессии – жена Галина и дочь Татьяна (обе закончили Фрунзенское хореографическое училище как балерины, стали артистками Государственного ансамбля песни и танца «Саяны» и преподавателями хореографии в специализированных школах Тувы). История искусства знает подобные примеры, когда семейный союз композитора и хореографа непременно порождает музыку танцевальных жанров и балетные партитуры. Поэтому появление в творческом портфеле В.С. Тока музыки к хореографическим постановкам и его стабильный интерес к этой жанровой области представляется вполне закономерным явлением. Другой важный компонент постоянного профессионального общения – оркестранты, коллеги по основной работе в симфоническом оркестре. Коллектив, который был создан в Туве в 1966 году (не без заинтересованного участия родителей братьев Тока), появился весьма своевременно, отвечая потребности местных композиторов в реализации их симфонических замыслов. Виктор и Владимир связали свою судьбу с оркестром, до конца жизни трудясь в нем: Виктор как дирижер, Владимир как артист оркестра, пианист и композитор. Среди оркестрантов – друзья по консерваторскому времени (скрипачи В. Шананин и В. Аксаментов), новые дружеские связи завязались также из-за общего увлечения джазовой музыкой. Владимир Тока по праву считается одним из первых джазменов Тувы, наряду с саксофонистом Сергеем Олзей-оолом, фаготистом и саксофонистом Вячеславом Кенденбилем и другими тувинскими музыкантами. Внутрифилармоническая жизнь стимулировала творческие контакты, некоторые из которых перерастали в многолетние дружеские связи. Так, отметим Виталия Нанактаева, руководившего оркестровой группой ансамбля песни и танца «Саяны» (в то время это был смешанный состав из этнических и эстрадных инструментов, сопровождавший танцевальные и вокальные номера ансамбля), а также Владимира Табуева, организатора и первого руководителя ВИА «Аян» («Гармония»), ярко представлявшего тувинскую эстраду. Крепкая дружба музыкантов стимулировала появление музыки популярного направления и развитие соответствующей стилистики в творчестве Владимира Тока. Поскольку работа композитора была связана не только с симфоническим оркестром, но и с филармоническими коллективами, драматическим театром, Тока общался и сотрудничал со многими музыкантами, артистами и режиссерами, набираясь опыта сочинения музыки к концертным программам, балетным и театральным постановкам. Это формировало особую нацеленность композиторского слуха на яркость образных характеристик персонажей, отражение в музыке сюжетных поворотов, поиск колористических звуковых решений. Еще одной сферой профессионального общения стали контакты с коллегами-композиторами и музыковедами, поскольку в 1984 году Владимир Салчакович стал членом Союза композиторов РСФСР (его отделения в Тувинской АССР), а во второй половине 1990-х годов руководил Союзом композиторов Тувы, правда, недолгое время. Нужно сказать, что ему была чужда не только организаторская, но и педагогическая работа, хотя он откликался на просьбы музыкантов-педагогов и иногда писал произведения для детей. Многие самодеятельные композиторы Тувы неоднократно обращались к Тока за помощью по инструментовке своих пьес для оркестра. Оркестровками он занимался постоянно, и такая работа его не тяготила. Заметим, что в этом деле Тока был практиком, особенно если учесть, что состав тувинского симфонического оркестра не отличался полнотой (нехватка струнных всегда была острой), поэтому свою партию пианиста он нередко рассматривал как компенсаторную для выстраивания общего баланса звучания и полноты гармонической вертикали. Общение Тока с местными музыковедами способствовало тому, что его творчество получало профессиональный отклик и аналитическое осмысление, со своей стороны он поддерживал творческие начинания музыковедов. Композитор находился в гуще культурной жизни республики и региона, откликаясь на новые тенденции, в том числе усиление джазовой стилистики в репертуаре симфонического оркестра (что позже повлияло на деятельность молодого духового оркестра Тувы), создание гимна Республики Тыва, развитие репертуара для юных музыкантов, для тувинских национальных инструментов, для «Сибирского сувенира» – ансамбля народной музыки Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (ВСГАКИ), сопровождавшего постановку этнобалета «Ынакшылдыӊ күжү» («Сила любви»). Однако, сердцевина его авторского стиля сформировалась эпохой культуры советского периода, в которой академическим жанрам отводилась особая роль, а фольклорные истоки тематизма всегда приветствовались. Не будучи знатоком тувинского фольклора, тем не менее, Тока всегда был и остается истинно тувинским композитором: корневые ощущения тувинского мелоса, идущие из оборотов тувинской речи и народных песен, естественным образом проявляются в его авторских мелодиях, что доказывает интонационный анализ произведений.
- Список литературы, иное: //Особенности авторского стиля/Е.Карелина