Чорос-Гуркин Григорий Иванович

Чорос-Гуркин Григорий Иванович

Художник 12/01/1870 — 11/10/1937

Имя талантливого самобытного алтайского художника Григория Ивановича Чорос-Гуркина в Туве известно не многим, разве что любителям живописи, да тем, кто успел посетить передвижную выставку картин, привезенную с родины художника – Горного Алтая в 2015 году и посвященную его юбилею, 145-летию со дня рождения.

Алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин
Между тем, несколько лет жизни художник провел в Туве и посвятил ей, ее великолепной природе, около сотни своих полотен. Но прежде чем рассказать об этом периоде жизни и творчества художника, обратимся к его биографии.
 
...Горный Алтай. Очень мало на земле таких мест, которые могли бы достойно соперничать с этим удивительным по красоте островком природы, возвышающимся в самом центре огромных азиатских пространств. Окутанный мифами и легендами, задумчиво стоит он на границе Центральной Азии и Великого пояса евразийских степей, тысяче­летиями наблюдая за передвижениями по этим просторам то гуннов, то тюркских племен, то монгольских орд, то славянских первопроходцев. Сюда тянутся культурные нити со всего евразийского континента, здесь сошлись три мировые религии, то есть христиан­ство, ислам и буддизм, наслоившиеся на более древнюю мировоззренческую основу — шаманскую веру.
 
Для живущего здесь народа Алтай живой. Горы-баатыры в эпических сказаниях у алтайцев, Беловодье в былинах у старообрядцев. Сотни лет проявлял себя вечный Алтай через богатейший фольклор обитавших в его лоне людей, но вот решил он однажды явить себя миру еще и через изобразительное искусство, вложив высокий художественный дар в дитя, родившееся на свет в селе Улала (ныне г. Горно-Алтайск) 12 января 1870 г.

Григорий Иванович Гуркин родился в семье потомков теленгитского хана Коная, представителя рода «чорос», название которого позднее Гуркин сделает частью своей фамилии.

Весенний вечер на озере Эштигхол
 

Осенью 1921 года в Улангоме появился сводный отряд красных партизан под командованием Сергея Кочетова, с которым семья Гуркиных решила выехать из Монголии в Туву. Вместе с ними выехал русский колонист в Монголии Алексей Бурдуков, в будущем известный ученый-востоковед, который через год, когда Гуркина вновь арестуют, теперь уже в Туве, по подозрению его в связи с белым генералом Кайгородовым, будет писать Иннокентию Сафьянову: «Должен сказать, что не знаю его деятельности на Алтае, но с приходом в Монголию он жил очень нуждаясь, и ни в каких авантюрах Кайгородова не принимал участия. В беседах он выражал лишь одну заботу, как ему сохранить от гибели его картины, которые он бережно провез через все горные тропы и хранил их, как свой единственный глаз».

В 1923 году Гуркины переезжают в город Красный, где получают более достойную и лучше оплачиваемую работу: пишут декорации для постановок в Народном доме, по заказу министерства торговли делают экономическую картограмму Урянхайского края.

Очевидно, в это время Григорий Иванович познакомился и подружился с семьей Михаила Иннокентьевича Сафьянова, работавшего в то время в г.Красном торговым представителем. И, несомненно, Михаил Георгиевич как мог помогал алтайскому художнику и его семье выжить в те нелегкие времена, находя для них государственные заказы, такие как эскиз диорамы Танну-Тувинской республики и экономическую картограмму Урянхайского края.

В благодарность за эту помощь Гуркин дарит семье Сафьяновых четыре своих прекрасных пейзажа, написанных именно здесь, в Туве, а одну картину он пишет по заказу Михаила Георгиевича.

Всего в Туве Гуркиным сделано около сотни изображений тувинского пейзажа, и большинство из них можно поделить на несколько тематических циклов, два из которых наиболее часто встречающиеся, это «Озера Тувы» и «Енисей». Представители этих циклов присутствуют в небольшой коллекции семьи Сафьяновых.

В 1925 году Григорий Иванович возвратился на родину, там ему были устроены две выставки: сначала в Новосибирске, а затем в Москве, где свой восторг творчеством самобытного алтайца высказал нарком просвещения Луначарский.

И печально известный 1937 г. На шестьдесят седьмом году жизни репрессивный режим нанес художнику смертельный удар, попытавшись также вычеркнуть его имя из людской памяти. Но тщетно, история со временем все расставляет на свои места. Режимы уходят, творцы остаются.

«Все вокуг первобытно, грандиозно и величаво: могучим кольцом раскинулись и ушли в беспредельную даль горы. Мягкие линии сдвинулись одна за другую, смешались в лабиринте очертаний и замкнулись в неуловимой дали воздушной лазури. Какой везде простор и какая мощь!... Это ты, заколдованный..., царственный Алтай!... Это ты окутался туманами, которые как мысли, бегут с твоего могучего чела в неведомые страны... Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои за­ветные добрые думы... И вот, среди этого могучего заколдованного царства, среди вели­чественной природы, среди громад голубых гор, среди дремучих темных лесов, по не­жным, благоухающим цветами долинам, по золотому дну Алтая, течет изумрудная ре­ка — красавица Катунь. Глубоко врезалась она в самое сердце Алтая между ущелий извилась голубою лентой. Бурная, неугомонная, крепко прижалась она к груди великана и стремительно, с шумом, течет впереди... И нет, кажется, никакой силы, могущей остановить ее течение, нет преград ее стремлению и могучему бегу... Г.И. Чорос-Гуркин».

  • Список литературы, иное: Т. Е. Верещагина, заведующая Историко-краеведческим филиалом имени Сафьяновых Национального музея Республики Тыва в городе Туран Пий-Хемского кожууна, г. Туран. А.С. Суразаков, «Г.И. Чорос-Гуркин», каталог.