Донгак Окаанчык

Донгак Окаанчык

Мастер

В августе 2021 года наша республика отметила 100-летний юбилей одного из самых значительных событий в своей истории – образование нового государства – Тувинской Народной Республики. В фондах Национального музея хранится значительное количество материалов, которые можно отнести к периоду ТНР, это и документально-письменные источники, и фотографии, и предметы материальной культуры, и образцы искусства. Донгак Окаанчык родился в 1896 году на территории сумона Кок-Чыраа Улуг-Хемского кожууна в многодетной семье Донгака Чамаа, младшим сыном. У Донгака Чамаа было 8 детей, из них пятеро — сыновья. В роду у Донгака Чамаа, отца Окаанчыка, были искусные мастера по кузнечному делу, скорняжному делу, изготовлению утвари из дерева. Сыновья унаследовали талант своих предков. Старшие братья Окаанчыка изготавливали деревянную посуду, кровать, телеги, сани, сундуки-аптара, буфеты-улгуур.

Так, многие работы тувинских мастеров-резчиков выражали дух того времени – эпохи ТНР, которая изменила не только образ жизни, но и образ мыслей, мировоззрение большинства людей. Скульптуры, которые тувинские мастера вырезают из камня (агальматолита, серпентинита), кости, дерева, обычно, небольшого размера, поэтому их называют скульптурами малой формы.

Многие яркие образы, которые можно отнести к эпохе ТНР, воплощены в работах одного из основоположников современного резного искусства Тувы – Донгака Окаанчыка, не смотря на то, что, в основном, они выполнены им в 1950-1960-е гг., когда ТНР уже вошла в состав РСФСР. Его работы из дерева уникальны и неповторимы, пожалуй, ни один другой тувинский резчик не делал ничего подобного. Среди его работ, хранящихся в музее: тувинские музыкальные инструменты (игил, бызаанчы, чадаган), фигурки людей, целые сюжетные композиции. Почти все его работы покрыты разноцветными красками, которые он окрашивал природными красителями, отличавшимися яркостью и долговечностью. Сырьем для природных красок служил лишайник (тув. чааттар) разного цвета, который он сам добывал в горах.

Его музыкальные инструменты являются настоящими шедеврами тувинского декоративно-прикладного искусства, они искусно украшены резными узорами растительного характера, в которые органично вписаны советские символы – пятиконечные звезды, серп и молот, развевающиеся красные знамена и др.

Сюжетами для его работ служила повседневная трудовая жизнь простых людей и исторические образы. К последним можно отнести композицию «Нойон и слуга» (1965), изображающую правителя Бээзи кожууна Куулара Чымба, участвовавшего вместе с Буяном-Бадыргы в составлении прошения к русскому царю о протекторате над Тувой в 1914 г., и скульптуру под названием «1885 год. После суда нойона» (1965) об историческом сюжете, связанном с восстанием «Алдан-Маадыр» (60 богатырей) в 1883-1885 гг.

Эпоху ТНР с ее историческими перипетиями также ярко характеризует динамичная композиция Д. Окаанчыка «Всадник, давящий феодала» (1965), которая раскрывает тему становления народной власти в ТНР, когда во главе государства становятся представители простых аратов, сместившие байскую верхушку. Скульптура изображает арата на лошади, которая передними согнутыми ногами давит на спину лежащего перед ней феодала. Не смотря на жесткий характер скульптуры, она ярко демонстрирует это непростое для Тувы время, когда рушились традиционные устои общества, происходило рождение новых реалий.

Скульптура Д. Окаанчыка «Крестьянин и арат» (1964) символизирует дружбу между русским и тувинским народами. Она изображает двух мужчин – людей труда, которые стоят рядом плечом к плечу, по-братски приобняв друг друга за плечи. Русский крестьянин держит в поднятой правой руке серп, тувинский арат левой рукой держит за ручку косу. Русский одет в кафтан с отложным воротником, подпоясан ремнем с пряжкой, на его голове – ушанка с поднятыми наверх и завязанными ушами. Тувинец изображен в национальном халате «тон», подпоясанном кушаком, на голове его тувинский головной убор с навершием – «шиш баштыг бөрт».

В другой работе «Повозка с топленным маслом (саржаг)» (1962-1964) Д. Окаанчык изобразил повозку с бидонами. Очень реалистично вырезана лошадь, запряженная в повозку, даже конская упряжь выполнена из полосок натуральной кожи с металлическими бляшками.

Музейный сотрудник, автор-составитель  альбома-каталога к 120-летию Д. Окаанчыка - Айлана Чап трактует образ женщины-извозчика, как изображение знаменитого чабана, матери-героини Кандан Уруле, которая вырастила и воспитала 11 детей [Альбом-каталог, 2016: 21]. Женщина одета в национальных халат «тон», на груди ее изображена Золотая звезда Героя социалистического труда. Это почетное звание Кандан Уруле получила в 1960 г. Но, не смотря на это, данная композиционная работа Д. Окаанчыка, на наш взгляд, характеризует и период ТНР, когда стали появляться новые формы хозяйствования, когда продукцию животноводства начали сдавать государству на возмездной основе, когда женщины-тувинки стали равноправными членами общества. Интересно, что фигуры лошади и извозчика в этой композиции не окрашены, а вот сама повозка, ее колеса и оглобли окрашены в яркие цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. На одной стороне повозки вырезано слово «саржаг», так по-тувински называется топленное масло. А на другой стороне повозки мастерски показаны дверцы, закрывающиеся на длинный крючок, сверху по центру обеих дверец изображены кожаные ручки, свисающие вниз.

Работы Донгака Окаанчыка уникальны для тувинского резного искусства по своим сюжетам и образам, в которых нашли яркое отражение те радикальные изменения, произошедшие во всех областях жизни тувинского народа в период ТНР.

  • Автор: Бырыннай С.Л., хранитель 1-й категории отдела фондов и учета НМ РТ
  • Ссылка: https://kntuva.ru/?p=7728
  • Список литературы, иное: Донгак Окаанчык. К 120-летию со дня рождения. Альбом / Нац. музей РТ. Кызыл. 2016. 47 с. Иргит Ш.А., Бурбужеп Д.Д. О творческом наследии одного из родоначальников камнерезного искусства Тувы (посв. 120-летию со дня рожд. М.Х-С. Черзи) // Ермолаевские чтения. Мат-лы III науч.-практ. конф. Нац. музей Респ. Тыва. Кызыл, 2019. С. 159-167. Историческая эпоха и исторический процесс // Сайт «Инфопедия для углубления знаний» [Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/18x395a.html Маннай-оол М.Х. К вопросу о происхождении скифо-сибирского «звериного стиля» // Электронный журнал «Новые исследования Тувы». 2009. № 3. С. 119-125. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/633. Хертек А.С. К 60-летию со дня рождения С.К. Одушпая // Люди и события Тувы. Календарь-хронограф 2018 г. Кызыл. 2017 г. С. 43. Хертек А.С. Современная тувинская резьба // Суриковские чтения. Всеросс. науч.-практ. конф. Красноярский худож. музей им. В.И. Сурикова. Красноярск, 2018. С. 155-164.7. 7. Хертек А.С. Современное камнерезное искусство Тувы. Династия Тойбухаа // Искусство Евразии, № 3 (14), 2019. С. 187-201.