Тумат Кара-оол Хууракпанович

Тумат Кара-оол Хууракпанович

Хоомейжи

Кара-оол  Хууракпанович Тумат  – один из выдающихся хоомейистов Тувы и основателей, наряду с Кызыл-оолом Санчы, Овюрской школы хоомея в ХХ веке, Народный хоомейжи. Кара-оол  Хууракпанович родился 15 октября 1935 года в с.Дус-Даг Овюрского района. В 1952 году вместе с семьей он переехал в Улуг-Хемский район, где прожил до конца своей жизни. По словам самого Кара-оола Хууракпановича, в их семье по отцовской линии исполнителей не было. Его отец был известным охотником, зато дядя по материнской линии Адавастай Намчал  -  популярным местным хоомейистом.

На сцену в качестве исполнителя-хоомейиста Кара-оол впервые вышел в 1956 году. С тех пор Кара-оол Хууракпанович стал постоянным участником художественной самодеятельности, принимая участие во всех концертах, фестивалях и конкурсах республиканского значения. Кара-оол Хууракпанович был невысокого роста, с привлекательной внешностью, отличался добротой и скромностью. «Про себя никогда не говорил, что он хоомейжи, а говорил, что его приглашали на различные мероприятия» - пишет в своей книге М. ван Тонгерен, высоко ценивший Кара-оола Хууракпановича. С виду он был тих и неприметен, в общении с людьми уравновешен и деликатен. Но стоило ему выйти на сцену, как он мгновенно преображался.

Кара-оол  Тумат никогда не отказывал в исполнении хоомея, с удовольствием отзывался на просьбы слушателей. Кроме того, он нередко пел за работой, особенно если был ею сильно увлечен, хотя в это время его никто не слышал. Особенно он любил исполнять горловое пение в кабине комбайна во время уборки урожая. В 1965 году он впервые выехал за пределы Тувы – в Москву (для участия в IX Международном фестивале сельских клубов). Ему посчастливилось выступить перед полным залом  в Кремлевском дворце съездов, а в следующем году играл - в зале им. Чайковского. Он  собирался съездить с гастролями в Алжир и Канаду, но в связи со сложившимися обстоятельствами Кара-оолу Тумату не довелось побывать там.

Позднее, в середине 90-ых годов Кара-оол Хууракпанович побывал с выступлениями в некоторых странах Европы. Кара-оол Тумат – человек, болевший душой за тувинский хоомей. На эту тему он мог рассуждать часами. Он, в частности, говорил: «Как известно, в тувинском хоомее насчитывают 5 общеизвестных стилей, но из них я исполняю всего четыре. Исполнение стиля  эзенгилээр никогда у меня не получалось. Раньше хоомейжи исполнял только один стиль. Если исполнять хоомей, то только хоомей. Я это считал справедливым решением. Потому, что так здоровью не повредишь. А в наше время стараются исполнить все стили сразу, но не качественно».

В начале 90-ых годов в селе Арыг-Бажы Улуг-Хемского района, где он проживал со своей семьей, какое-то время преподавал хоомей. «Но к этому стал относиться осторожно, так как недавно я прочел в газете материал, что хоомей вреден для здоровья детей» - говорил Кара-оол Хууракпанович. Из сопровождающих хоомей тувинских музыкальных инструментов Кара-оол Хууракпанович предпочитал дошпулуур и шанзы. С игилом же, как говорил он, исполнение у него никогда не ладилось.

Кара-оол Хууракпанович был отцом восьми детей, четырех дочерей и четырех сыновей. Из последних наиболее способными являются двое младших. Далеко не вся жизнь Тумата была профессионально связана с музыкальным искусством. Более 30 лет он проработал комбайнером.  Тем не менее, он внес большой вклад в развитие хоомея в Улуг-Хемском кожууне: около 10 лет был руководителем и участником самодеятельного ансамбля хоомейистов «Амырак» при районном отделе культуры.

Его уважали в среде хоомейистов. Со словами признательности о нем отзывались Евгений Оюн, артист ансамбля «Тыва», и Мерген Комунаевич Монгуш. Кара-оол Тумат был наставником Геннадия Чаша, преждевременно ушедшего из жизни талантливого хоомейиста. Свои лучшие годы на сцене он провел с такими хоомейистами, как Шыырап Байыр-оол, Кыргыс Уранхай и Андрей Чульдум-оол. «К сожалению, их не стало, только я остался в живых», - говорил Кара-оол Хууракпанович. Кара-оол Хууракпанович был знатоком несметного количества  тувинских частушек – кожамык. Кроме того, он хорошо  играл на гитаре, писал стихи.

В 1995 году, на II Международном симпозиуме «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» (г.Кызыл) Кара-оолу Хууракпановичу Тумату присудили звание Народного хоомейжи Республики Тыва. Наряду с недавно скончавшимся Федором Тау, Кара-оол Тумат  являлся самым старшим исполнителем тувинского хоомея, представителем второго поколения хоомейистов, дожившим до начала XXI века. До конца своих дней проживал в с.Арыг-Бажи Улуг-Хемского района. К.Х.Тумат скончался 9 сентября 2002 г. после непродолжительной болезни. Голос Кара-оола отличался мощным, но светлым лирическим  звучанием и даже в пожилом возрасте остался таким же. Он использовал в своем репертуаре образцы народных припевок, песен и зачинов. Его выступления отличались четкостью и продуманностью композиционного плана, он всегда привносил в них что-то новое. Характерная черта его исполнения состояла – в поочередном воспроизведении основных стилей тувинского горлового пения: хоомея, сыгыта и каргыраа.  Его голос хорошо сочетался с игрой на музыкальном инструменте. В его исполнении сыгыт, хоомей, каргыраа можно прослушать в CD (компакт-диск), выпущенном голландским исследователем М. ван Тонгереном (2002г.) и CD «Хоректээр» З.К.Кыргыса  (2002г.). Наряду с такими выдающимися исполнителями тувинского хоомея, такими как Хунаштаар-оол Ооржак, Маржымал Ондар, Ак-оол Кара-Сал, Кызыл-оол Санчы, Сундукай Монгуш, Максим Дакпай Кара-оол Тумат  также оставил огромное музыкальное творческое наследие, зафиксированное в аудиоархиве Тувинского радиовещания, Тувинского института гуманитарных исследований (ТИГИ), МНЦ «Хоомей». Записи Тумата не только доставляли удовольствие любителям  хоомея, но и неоднократно использовались в научных целях. Так, в работах М. ван Тонгерена есть специальные разделы, посвященные личности и творчеству Кара-оола Тумата.  

Ой, Кош-Талдын, Баян-Колдун Кош-Тала, Баян-Кола Комбайнеру акын боор мен,               

Комбайнер я, брат твой. Кончуг эрес саанчы кыстын  Холга суккан билзээ-ле мен. 

Колечко я на пальце. Шустрой доярки-девушки                                  

Эй, кырым сынар, кырываан мен,             

Ой, (честное слово), не состарился я.

Кырган Буурам кырында мен.                  

На старой моей Бууре я.

Кырган Буурам кырынайдан                      

Из вершины моего старого Бууры Кынгырт кылдыр салып берейн.             

Звенящим звуком я исполню.    

  • Источник: Бадыргы М.М. Творческие портреты хоомейистов Республики Тыва. – Кызыл: ГУП «Тываполиграф», 2008. – 64 с.
  • Список литературы, иное: 1. Аудиокассета № 3 Фонограмахива МНЦ «Хоомей», запись А.Даржай. 2. Тонгерен М.в. Обертоновое пение (Физические и метафизические гармоники на Востоке и Западе). Амстердам, 2002. С. 58-60.