Санчы Кызыл-оол Донгакович

Санчы Кызыл-оол Донгакович

Артист

Кызыл-оол Донгакович Санчы – представитель второго поколения хоомейистов, один из основателей Овюрской исполнительской школы хоомея, Заслуженный артист Тувинской АССР, поэт и деятель культуры. Кызыл-оол Санчы родился 1 января 1931 года в местечке Хадыыр-Тайга в районе реки Чоза (с.Торгалыг Овюрского кожууна). Как было принято в то время,  в возрасте двух месяцев его отдали на усыновление семье близкого родственника Санчы Донгака Сандаковича и Саая Тойлу Кок-ооловны, для которых он стал первым ребенком. Дело в том, что в те отдаленные времена многодетные семьи охотно отдавали своих детей тем людям, у которых их не было. Такова была мудрая философия семейных отношений тувинских кланов. Маленький Кызыл-оол принес счастье своим приемным родителям: следом за ним у семьи родилось пять уже своих детей. Детство Кызыл-оола прошло в живописном местечке, в одном из редких  по своей красоте уголков Тувы – в долине реки Чоза.

Много легенд, стихов и песен сложено об этой реке. Чоза – родина многих талантливых людей  Тувы: основателей тувинской литературы, народных писателей Тувы Виктора Кок-оола, Степана Сарыг-оола, а также многих других, не менее известных поэтов и писателей более молодого поколений -  Владимира Серен-оола, Николая Куулара, Эдуарда Донгака. Без сомнения,  та природа, среди которой вырос Кызыл-оол, дала питательную почву для формирования его как творческой личности. Еще будучи ребенком, Кызыл-оол стал проявлять свой интерес к музыкальной стороне бытия: часами мог  слушать народные песни и частушки, исполнение известных сказителей и рапсодов. Огромный интерес он проявлял и к музыкальным инструментам.

В 1940 году он поступил в только что открывшуюся начальную школу в местечке Чалааты, в которой проучился 6 лет. В 1951-1954 гг. Кызыл-оол служил в рядах Советской Армии на острове Сахалин. Как и большинство знаменитых тувинских хоомейистов, во время службы он выступал перед сослуживцами, демонстрируя хоомей и удивляя их привычными для русского уха чарующими звуками горлового пения. Можно сказать, что с этих выступлений и  началась его  сценическая жизнь. После армии он начинает трудиться в родном колхозе. Ему приходилось работать в разных должностях. Общественная жизнь сельчан, включавшая в себя и проведение смотров и конкурсов среди  самодеятельных кружков, агитбригад, как  было принято в то время, не оставила в стороне молодого Кызыл-оола. Он удивлял публику своими артистическими данными. Как и у ряда его земляков, уроженцев с.Торгалыг, у Кызыл-оола рано проявились способности к стихосложению. Он писал лирические стихи, близкие по структуре текстам народных песен и частушек. Так появилась песня на его слова «Эжикей» (Дружок), которая до сих пор пользуется популярностью и не сходит с репертуара художественной самодеятельности при Домах культуры. Музыку написал А.М.Салчак.

Кроме этого, он сам сочинял музыку, пользовавшуюся успехом, на свои слова. Но больше всего ему аплодировали при исполнении хоомея. Он стал серьезно заниматься хоомеем после прослушивания записей тувинского горлового пения в исполнении Сорукту Кыргыса и Комбу Ондара. Слушая их исполнение, он пытался найти свою индивидуальную манеру исполнения, соответствующую его внутреннему настрою. После армии он женился. Но первый брак длился недолго[1]. После развода Кызыл-оол остался с дочерью Кларой. В ноябре 1966 года он женился вторично на своей землячке Кок-Кыс Монгуновне  Ыйма. Вместе с ней они воспитали шестерых детей. Старшая дочь Клара Кызыл-ооловна преподает в Солчурской средней школе. Из двоих его сыновей по стопам отца пошел младший сын Беженбил. До своей болезни  Беженбил считался одним из перспективных исполнителей-хоомейистов. Нельзя сказать, что его старший сын Буян-Очур, чабан, не исполняет хоомей. Он тоже владеет всеми секретами Овюрской школы хоомейистов, но демонстрировать свое исполнение при людях не позволяет ему слишком стеснительный и скромный характер. Кызыл-оолу Донгаковичу удавалось совмещать кочевнический образ жизни скотовода-чабана с насыщенной жизнью артиста, с бесконечными поездками.  Работая чабаном в родной бригаде «Чоза», Кызыл-оол Донгакович умудрялся ездить на гастроли со своими выступлениями. За глаза его называли просто Артистом. Это, пожалуй, самая высокая оценка, которая дается тувинцами в знак глубокого почитания и уважения таланта. В 1957 году Кызыл-оол Донгакович впервые выезжает за пределы республики. Так, в этом же году его отправляют в Москву для участия в смотре Всесоюзного общества потребителей, где завоевывает звание лауреата. Не привыкших к исполнению сольного двухголосия слушателей Кызыл-оол Санчи завораживал удивительными звуками хоомея. В 1964 г. он стал одним из участников «Дней культуры Тувы в г.Москве», посвященных 20-летию вхождения ТНР в состав СССР.  Ему посчастливилось выступить с исполнением хоомея в зале Дворца съездов,  Зале Чайковского и во Дворце культуры автозавода им. Лихачева. Неоднократно становился лауреатом и дипломантом художественной самодеятельности в составе ансамбля «Чадаган» при Хандагайтинском доме культуры. В 1966 г. ансамбль стал дипломантом  зонального смотра художественной самодеятельности в г.Улан-Удэ.  В этом же году Кызыл-оолу Донгаковичу присудили звание Заслуженного работника культуры Тувинской АССР. В те же 1960-ые годы отмечали 50-летний юбилей Генерального секретаря ЦК НРП Монголии Ю.Цеденбала. В честь его Кызыл-оол в Доме культуры с.Хандагайты участвовал в концерте, где спел песню на монгольском языке и ему вручили памятный подарок (шахматы) и приглашение в Монголию с личной подписью Ю.Цеденбала. Но в Монголии певцу не пришлось побывать. Кызыл-оол Донгакович тесно сотрудничал с деятелями местных средств массовой информации. В золотом фонде архива Гостелерадиовещания РТ сохранились записи горлового пения в его исполнении. Кызыл-оола неоднократно приглашали на музыкальные радиопередачи. У его детей осталась запись радиопередачи  «Чоза хемнин оглу» (Сын реки Чоза) Олега Сувакпита о Кызыл-ооле Донгаке 1972 года. Передача содержит хоомей в его исполнении и интервью с ним. Саина, дочь Кызыл-оола Санчи, вспоминает отца раздаривающим подарки. По возвращению из поездок Кызыл-оол Донгакович своих близких баловал подарками. Он любил доставлять радость людям и сам от этого был счастлив. Кызыл-оол Донгакович был личностью разносторонней. О его таланте поэта свидетельствует сборник стихов «Чадаганнын хылдарындан» (Из струн чадагана), изданный в 1983 г. после его смерти. Только человек с высоким поэтическим чувством  мог писать такие замечательные стихи. Не имея специальных знаний по стихосложению, Кызыл-оол интуитивно чувствовал аллитерацию, рифму, размер стиха. В его стихах нет ничего лишнего. В небольшом произведении он мог описать нелегкую, но полную душевных переживаний жизнь чабана. Его стихи отличаются законченностью формы, вполне соответствуют нормам профессионального стихосложения.  Велико влияние народных сказителей-земляков, чье исполнение он слушал в детстве. Если бы Кызыл-оол Донгакович не прославился как хоомейист, он, непременно, стал бы известен как поэт. Кызыл-оол Санчи обладал тем редким  даром предвидения, которым мог владеть только настоящий поэт. Как выше упоминалось, стихи он начал писать рано. Постепенно начал публиковаться в местных газетах, в альманахе «Улуг-Хем». Не потому ли, что Кызыл-оол – творческая натура,  большая часть его стихов из его единственного сборника «Чадаганнын хылдарындан» стали песнями? Они привлекают многих композиторов-песенников своей простотой, прозрачностью, доступностью. Под стихи, созданные им, удобно сочинять мелодию, так как они сложены под традиционную рифму, по своей структуре лаконичны, компактны по содержанию и передаче настроений. К стихам Кызыл-оола Донгаковича обращались не только его современники (Александр Салчак), но и молодежь 1990-ых и 2000-ых годов. Так, на его стихи «Авайым» (Мамочка моя) написал музыку  Андрей Монгуш; хорошо известны песни «Хоомейжинин ыры» (Песнь хоомейжи) на музыку Сояна Кара-Ката, «Канчап бардын демги шолбан?» (Где ты …..) на музыку Альберта Хомушку, «Домейин аа» (Как похожи) на музыку Олега Сарыглара и т.д. Но самым высоким достижением среди песен на его стихи стало знаменитое  «Доруг-Дайым», с музыкой и словами Кызыл-оола Санчи. Эта песня до настоящего времени пользуется популярностью. Действительно, она уникальна по своему богатому мелодическому материалу, живому темпераменту, редкому сочетанию и соответствию текста и музыки. 

Кызыл-оол Донгакович был прекрасным танцором. На музыку песни «Доруг-Дайым», сочиненной им, был поставлен танец «Аъдым» (Конь мой), который Санчи исполнял сам. Его партнером в этом танце был известный танцор из Овюрского кожууна Демир-оол Килчин. По словам зрителей, видевших танец «Аъдым» в его исполнении, Кызыл-оол Донгакович являлся  истинным танцором. Жгучий темперамент, легкость его танца приводили в восторг и вызывали неописуемое восхищение. Его до сих пор помнят  танцующим. Какой хоомейжи без инструмента может считаться истинным певцом?  Про Кызыл-оола Донгаковича без преувеличения можно сказать, что он играл почти на всех тувинских национальных инструментах. Кроме того, он сам прекрасно их изготавливал, и в равной степени мастерски играл как на смычковых, так и на щипковых. Надо отметить, что в наиболее известных записях («Кара дуруяа ужуп-ла келгеш…») (Черный журавль прилетев…) он хоомей исполнял в сопровождении дошпулуура[2]. Поэтому  зрителям он больше запомнился как дошпулуурчу. При этом его игра отличалась специфической манерой, присущей только ему и школе овюрских хоомейистов. Однако, игил был излюбленным инструментом Кызыл-оола, хотя не стал характерным инструментом  не только  для творчества Кызыл-оола Санчи, но и для всех хоомейистов Овюрской исполнительской школы. Из его творческих преемников ни для Геннадия Тумата, ни для Германа Куулара, ни для Сергея Куулара и братьев Монгушей игил не стал доминирующим инструментом.  Тем не менее, Кызыл-оол мог сопровождать свой хоомей игрой и на игиле, и на бызаанчы. Как вспоминает его брат Деспил-оол Санчи, игил Кызыл-оол брал в руки в особых случаях: в моменты радости, печали или перед отъездом на дальний путь.

Так случилось и в канун отъезда на службу в рядах Советской Армии. «Однажды Кызыл-оол прибежал в возбужденном состоянии, схватил свой игил и начал исполнять хоомей, да так тоскливо, задушевно, что мы слушали, боясь упустить любое его слово, мелодию. А мать в таких случаях знала, что Кызыл-оол неспроста играет: у него что-то случилось. Она не ошиблась и на этот раз: положив инструмент, Кызыл-оол сообщил, что завтра отправляется в армию»[3]. Традиционному инструменту тувинцев он посвятил одно из своих трогательных  стихотворений «Игил уну» (Голос игила). Игра на игиле, как выше упоминалось, не являлась характерной чертой его исполнительского почерка. Тем не менее, в золотом фонде радиовещания ГТРК «Тыва» хранится уникальная запись его исполнения в сопровождении игила. В нем без труда можно уловить ту линию песенной традиции, которая в народе называется уянгылыг ыры или оскустун ыры (жалобная, ламентозного характера песня).[4] (см. Нотное приложение № …). Кызыл-оол Донгакович, по словам его дочери Саины, любил заниматься резьбой по дереву. Кызыл-оол Донгакович удачно делал символические сувениры, фигурки животных.

Но, пожалуй, любимым его сюжетом был образ хоомейжи, играющего на каком-нибудь инструменте. К великому сожалению, отмечает его дочь, не осталось ни одной фигуры и ни одного инструмента, изготовленных руками Кызыл-оола Донгаковича, даже демир-хомуса. Он себе ничего не оставлял, любил дарить людям. Излюбленным занятием Кызыл-оола Донгаковича было изготовление  атрибутов коня. И не удивительно, поскольку после любимой женщины Кок-Кыс Монгуновны и своих детей, он больше всего в жизни любил лошадей, буквально болел этой страстью. Недаром у него много стихов, посвященных любимым лошадям, своему коню Доруг-Даю. Кызыл-оол был прекрасным укротителем необъезженных лошадей. Он, как и любой удалой тувинец того времени, хорошо разбирался в конях, мог часами говорить о лошадях, причем с большим восторгом. Если талант хоомейиста он унаследовал от родного отца, то талант поэта пришел к нему от семьи Донгаков, в которой он воспитывался. Его сводный брат Деспил-оол Санчи тоже является автором двух сборников стихов.

Семья, в которой воспитывался Кызыл-оол Донгакович и в которой основным занятием было скотоводчество,  не была далека и от творчества. Там царили дух тувинского народа, близость к устному творчеству тувинцев, постоянное звучание алгышей-йорээлов (благопожеланий), припевок-кожамык и тувинских народных песен. Все это наложило свой отпечаток на формирование Кызыл-оола как поэта. Родные братья Кызыл-оола Донгаковича Сембирии, Сумбуруу, Кошкендей, жившие в местечке Улаатай Овюрского кожууна, хорошо владеют хоомеем. Особый дар хоомейиста пришел к Кызыл-оолу Донгаковичу как бы сам собой. Он специально этому не учился, исполнительские данные хоомейиста  были заложены в нем изначально. Совершенно очевидно, что здесь огромную роль сыграли гены. Недолгую жизнь прожил Кызыл-оол Санчи. В 45 лет он заболел пневмонией. Более года Кызыл-оол Донгакович боролся с болезнью. Была ли  связана его болезнь последствием хоомея,  этот вопрос остался без ответа. В 1977 году, в возрасте 46 лет Кызыл-оола Санчи не стало. Столько замыслов осталось незавершенными. В его стихах довольно много строк, предсказывающих преждевременную смерть:

Хомус ышкаш хоюг үнүм           

Нежный словно хомус мой голос

Кандыг хүндүс үстүр ирги?     

В какой же день прервется?

Хомду долган хөнү сыным       

Переполнившее гроб мое тело

Кындыг ховаа чыдар ирги?      

В какой же степи будет лежать?  

…Кызыл дыттыг Чоза хемде      

На реке Чоза с красными лиственницами

Кыштың хары чаай берди.       

Снег зимы начал выпадать.

Кызыгаарлыг назынымның        

Ограниченной (моей) жизни

Кызыл-дустаар хүнү келди.     

Пришел  день (черед) конца.  

В истории  исполнительского искусства тувинского хоомея Кызыл-оол Санчи останется как основоположник Овюрской исполнительской школы хоомейистов. Хоомей Кызыл-оола отличается продуманностью композиции. Его исполнение строилось на чередовании контрастных разделов. Мелодические зачины его хоомея отличаются оригинальностью.  

Кара дуруяа ужуп-ла келгеш,        

Черный журавль прилетев,

Турлагзынган Успа-Хөлүм,       

Родиной (захотевший) сделать (мой)Успа-Холь

Каш-ла кожуун чону-ла келгеш, 

Нескольких кожуунов народ, прибыв,

Кайгап чанган Торгалыымны. Восхищаясь, домой возвращались.

В августе 1990 г. родственники и земляки Кызыл-оола Донгаковича организовали Республиканский фестиваль хоомея «Чоза хемнин ыраажызы» («Певец реки Чоза»), в котором приняли участие пять фольклорных ансамблей и десятки именитых исполнителей хоомея из разных кожуунов республики. Почтить память Кызыл-оола Донгаковича приезжали хоомейисты ансамбля «Тыва», Маржымал Ондар и многие другие. Прошло более двадцати лет, но до сих пор звучит хоомей К.Санчы. После себя он оставил последователей-преемников в лице сына Беженбила, обладателя премии «Золотой павлин» Сергея Куулара (1974, Венгрия), Народного хоомейжи РТ Германа Кууларя, Народных хоомейжи РТ Геннадия Тумата; Геннадия Чаша,  Николая и Валерия Монгушей и многих других.    [1] Санчи К.Д. первый раз женился на дочери известного хоомейиста, чье исполнение впервые записано на грампластинке в 1934 г. Кыргыса Самдан оглу Сорукту, жившего в с.Эрзин.  Возможно, Кызыл-оолу Санчи приходилось слышать советы по исполнению хоомея от Сорукту Кыргыса… [2] Дошпулуур, на котором играл Кызыл-оол Санчи и награды, присуждавшиеся ему, в настоящее время хранятся в школьном музее с.Торгалыг Овюрского кожууна. [3] Санчи Деспил-оол «Чоза хемнин ыраажызы» // Шын, 2005, апрель 2, стр. 11 [4] Золотой фонд ГТРК «Тыва» № 0322. Запись от 22.04.76 г.   Источник: М.Бадыргы. Творческие портреты хоомейистов Республики Тыва. Стр.28.