Кадровая ситуация в учреждениях культуры и искусства РТ на 01 июля 2012 года

     В настоящее время в сфере культуры занято  3529 работников, из них 2072 – это технический персонал ( технички, гардеробщики, сторожа, кочегары, водители  и т.д.). Оставшаяся часть сотрудников – это руководители, специалисты, служащие, преподаватели учебных заведений, артистический  и художественный персонал и т.д.  Доля технического персонала составляет более половины от общего числа сотрудников – 58,7%, доля специалистов – 41,3%.

  Проведенный анализ показал, что среди сотрудников сферы культуры преобладают женщины.

      Большая часть работников сферы культуры – это штатные сотрудники и лишь совсем незначительная часть  совмещают основную и дополнительную работу. 60 человек  ( 1,7%)– внешние совместители. Как правило, это работники двух учреждений культуры, например кожууного дома культуры и детской школы искусств. Внутреннее совмещение ( 57 человек, что составляет 1,6%) чаще всего представлено ситуациями, когда директор детской школы искусств имеет педагогическую нагрузку или заведующий сельской библиотекой выполняет работу технички. Эти данные увеличатся при дальнейшем анализе кадрового состава республиканских учреждений.

     Предварительный анализ состава работников сферы культуры показал, что так называемая сельская культура составляет 50,9% от общего числа работников учреждений культуры и искусства. 49,1% - это работники республиканских учреждений, а также учреждений столицы Тувы. Эти данные при дальнейшем анализе подлежат  уточнению, однако,  наметившаяся тенденция наверняка сохранится.

    Качественный анализ кадрового состава учреждений культуры представлен, прежде всего, анализом по образованию, как наиболее важному признаку.

     Имеющиеся в настоящее время данные позволяют провести анализ по образованию по отдельным типам учреждений и  всем кожуунам.

     А таблице № 1 представлен качественный состав по трем типам учреждений.   Следует уточнить, что в настоящее время тип «культурно-досуговые учреждения» представлен кожунными и сельскими домами культуры, центрами и дворцами культуры, сельскими клубами и методическими центрами, а тип «образовательные учреждения» кожууными детскими школами искусств и их филиалами.

Таблица № 1

Данные по образованию по типам учреждений

 

Тип учреждения

Всего

Без тех.пер

сонала

С высшим образованием

Со средне- профессиональным

Всего профильного

Всего

%

Профи

Льное

%

Всего

%

Профи

Льное

%

Всего

%

Библиотеки

702

442

204

46,1

145

32,8

230

52

162

36,6

307

69,4

Культурно-досуговые учреждения

1047

508

128

 

25,2

81

 

15,9

 

207

 

40,7

114

 

22,4

195

 

38,4

Образовательные учреждения

507

362

141

39,9

106

29,3

198

54,7

184

50,8

290

80,1

 

   В наибольшей степени специалистами обеспечены библиотеки -98,2% и образовательные учреждения ( 93,6%). В культурно-досуговых учреждениях доля работников с  высшим и средне-профессиональным образованием составляет 65,9%.       Качественный анализ по образованию с учетом профильного образования выявил следующее: в образовательных учреждениях преобладают специалисты, окончившие вузы и ссузы культуры и искусства ( 80,1%), в библиотеках их доля несколько выше половины (69,4%). Наименее обеспечены такими специалистами культурно-досуговые учреждения (38,4%). В учреждениях этого типа больше всего работают выпускники непрофильных учебных заведений.

   Как положительную тенденцию следует отметить, что часть неспециалистов в настоящее время обучается: библиотечных работников обучается 72 человека, преподавателей школ искусств – 38 человек, клубных работников – 87.  Однако,  доля обучающихся от общего количества работников, не имеющих образования в культурно-досуговых учреждениях составляет всего 50,3%. Если  учесть высокую степень текучести кадров в учреждениях именно этого типа, то необходима дальнейшая планомерная работа по обеспечению культурно-досуговых учреждений специалистами с профессиональным образованиям, прежде всего за счет обучения в профильных учебных заведениях.

   Проведенный анализ данных по образованию по кожууным учреждениям культуры и искусств представлен в таблице №2. В 17 кожуунах и городе Ак-Довураке в сфере культуры занято 2019 человек. Из них  870 человек представляют категорию технического персонала, что составляет почти половину всех работников (43,1%).

     В целом обеспеченность сельских учреждений культуры и искусств специалистами составляет 69,6%. Однако специалистов с профильным образованием чуть больше половины -53,3%. При этом,  349 работников сельских учреждений культуры, что составляет 30,4%, не имеют образования. 536 работников ( 46,6% ) не имеют профильного образования. Таким образом, в сельских учреждениях культуры и городе Ак-Довураке почти половина сотрудников – неспециалисты, не имеющие образования или окончившие непрофильные  учебные заведения. При наличии в республики профильных учебных заведений ( Кызылского колледжа искусств и Тувинского филиала ВСГАКИ ) такая кадровая ситуация должна быть изменена. Однако, в настоящее время из 346 работников, не имеющих образования обучаются всего лишь 175 человек, что составляет 50,1%. Большая часть обучается в вузах (в основном ВСГАКИ и Тувинском филиале ВСГАКИ), – 130 человек, в ссузах (  в основном Кызылском колледже искусств и Красноярском краевом колледже культуры) – 45 человек.

  Обеспеченность сельских учреждений культуры  специалистами с высшим образованием оставляет  22%, с высшим профильным всего 15,5%. Обеспеченность специалистами со средне-профильным образованием почти в 2 раза больше и составляет 47,5%, со средним профильным – 37,8.

Таблица № 2

Данные по образованию в сельских учреждениях культуры

 

№ п\п

 

кожуун

 

Всего сотрудни-

ков

Без техничес-

кого

персонала

(%)

С высшим образованием

Со средне-профессиональным образованием

Всего с профиль-ным образова-

нием

(%)

Обучаются

Всего

(%)

С профиль-ным

(%)

Всего

(%)

С профиль-

ным

(%)

В ссузах

В вузах

1.

Бай-Тайга

158

89

17

(19,1%)

16

(17,9%)

31

(34,8%)

27

(30,3%)

43

(48,3%)

5

3

2

Барун-Хем

73

41

7

(17%)

4

(9,6%)

25

(60,9%)

23

(56%)

27

(65,8%)

2

1

3

Дзун-Хем

167

92

14

(15,2%)

8

(8,7%)

41

(44,6%)

39

(42,4%)

47

(51,1%)

7

4

4

Каа-Хем

129

75

23

(30,7%)

18

(24%)

24

(32%)

18

(24%)

36

(48%)

4

2

5

Кызылский

206

115

27

(23,5%)

16

(13,9%)

65

(56,5%)

53

(46%)

69

(60%)

4

13

6

Монгун-Тайга

78

55

14

(25,5%)

7

(12,7)

38

(69%)

31

(56,4%)

38

(69%)

3

10

7

Овюр

65

33

12

(36,4%)

8

(24,2)

22

(66,7%)

21

(63,6%)

29

(87,9%)

2

7

8

Пий-Хем

113

64

8

(12,5%)

5

(7,8%)

30

(46,8%)

18

(28,1%)

23

(35,9%)

1

6

9

Сут-Холь

119

66

9

(13,6%)

9

(13,6%)

35

(53%)

21

(31,8%)

30

(45,4%)

2

11

10

Танды

166

97

26

(26,8%)

17

(17,5%)

41

(42,2%)

30

(30,9%)

47

(48,4%)

-

7

11

Тере-Холь

27

14

5

(35,7%)

3

(21,4%)

8

(57,1%)

6

(42,8%)

9

(64,2%)

-

1

12

Тес-Хем

123

65

16

(24,6%)

11

(16,9%)

28

(43,1%)

19

(29,2%)

30

(46,2%)

1

10

13

Тоджа

81

42

7

(16,7%)

6

(14,3%)

22

(52,4%)

21

(50%)

27

(64,2%)

4

15

14

Улуг-Хем

141

87

21

(24,1)

14

(16,1)

39

(44,8%)

28

(32,1%)

42

(48,2%)

1

8

15

Чаа-Холь

82

45

8

(17,7%)

4

(8,9%)

18

(40%)

13

(28,9%)

17

(37,8%)

9

10

16

Чеди-Холь

129

72

25

(34,7%)

22

((30,5%)

26

(36,1%)

20

(27,7%)

42

(58,3%)

3

9

17

Эрзин

101

58

6

(10,3)

5

(8,6%)

35

(60,3%)

29

(50%)

34

(58,6%)

-

9

18

г..Ак-Довурак

61

39

9

(23,1%)

6

(15,4%)

18

(46,1%)

17

((43,5%)

23

(58,9%)

-

4

19

г. Кызыл

всего

2019

1149

(56,9%)

 

254

(22%)

179

(15,5%)

546

(47,5%)

434

(37,8%)

613

(53,3%)

45

130

     В большей степени обеспечены специалистами с высшим профильным образованием Чеди-Хольский (30,5%), Каа-Хемский (24%), Овюрский (24,2%) и Тере-Хольский ( 21,4%) кожууны. В наименьшей степени – Пий-Хемский (7,8%), Эрзинский (8,6%). Дзун-Хемчиский (8,7%), Чаа-Хольский (8,9%), Барун-Хемчиский (9,6%) кожууны.

    Более половины работников сферы культуры на селе имеют среднее профессиональное профильное образование в следующих кожуунах – Овюрском ( 63,6%), Монгун-Тайгинском (56,4%), Барун-Хемчинском (56%), Тоджиский (50%), Эрзинском ( 50%).

   Следует отметить Тоджинский, Кызылский, Сут-Хольский, Монгун-Тайгинский , Тес-Хемский и Чаа-Хольский кожууны, в которых число сотрудников, обучающихся  колеблется от 11 до 19 человек, что демонстрирует определенную работу  Управлений культуры этих кожуунов по улучшению качественного состояния состава работников подведомственных им учреждений. При этом следует обратить внимание на Пий-Хемский, Тандинский и Улуг-Хемский кожууны, в которых  доля специалистов с профильным образованием составляет менее 50% и, при этом, незначительное количество обучающихся.  В дальнейшем представленные количественные и качественные данные по кадровому составу подлежат уточнению и дополнению.

                  II.  Постановлением Правительства Республики Тыва от 9 июня 2012  года № 298 «Об утверждении объемов целевой подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием для Республики Тыва на 2012 год» был утвержден Государственный заказ на подготовку специалистов культуры и искусства на 2012 год по разным специальностям с высшим профессиональным образованием – 47 чел., со средним профессиональным образованием - 53 чел. В настоящее время республике всего выделено 32 бюджетных места для поступления абитуриентов в профильные ВУЗы и ССУЗы страны. Министерством образования и науки РТ на сегодняшний день направлены для поступления в ВУЗы на целевые бюджетные места для сдачи вступительных экзаменов -  5  абитуриентов.

Бюджетные целевые места в ВУЗы

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Выделено мест

100

38

38

58

29

32

Поступило

47

35

24

71

28

     Несмотря на проводимые совместные профориентационные мероприятия за последние 3 года наблюдается отсутствие конкурса при поступлении абитуриентов на специальности отрасли культуры и искусства, именно на выделенные целевые бюджетные места для республики. Низкая заработная плата и социальная незащищенность профессии отрицательно влияют при выборе будущей специальности у абитуриентов.

     В сложившейся ситуации эффективный результат дают Договора заключенные Кызылским колледжем искусств о сотрудничестве с Кемеровским государственным университетом культуры и искусств, Красноярской государственной академией музыки и театра, Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусств (филиал ВСГАКИ в г. Кызыле), Институтом искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова и Алтайской государственной академией культуры и искусств, по которому выпускники ККИ успешно поступают на общих основаниях и учатся на бюджетной основе по разным профилям подготовки (хореография, инструментальное исполнительство, НХТ, библиотековедение и др.), по очной и заочной формам обучения. Учитывая специфические особенности сферы культуры, которые связаны с длительной профессиональной подготовкой с детства, особенно острыми и актуальными становятся вопросы координального управленческого решения в части усиления работы по направлению ДШИ-ССУЗ-ВУЗ. В связи с чем, необходимо консолидировать усилия министерства и всех учреждений культуры на уровне исполнительной власти и местного самоуправления республики по созданию эффективных механизмов взаимодействия по подготовке высококвалифицированных кадров, постепенно увеличивая социальную поддержку будущим специалистам.

В настоящий момент учреждения культуры и искусства республики испытывают высокую потребность в специалистах разных направлений, таких как: квалифицированные звукооператоры, музыканты смычковых инструментов, режиссеры массовых и театрализованных представлений, сценаристов,  преподаватели (в системе специального образования) – дизайн, теория музыки,  фортепиано, баян, хоровых дисциплин, музыкальной теории, ритмики, оркестрово-струнные инструменты, ударные и другие.


Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 25 июля 2012 г. 15:36
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=572>

Responsive image