Тувинская музыка

Тувинская музыка

С древнейших времен на территории Тувы зародилось и развивалось своеобразное музыкальное искусство, формировавшееся на протяжении многих веков в контексте устойчивого хозяйственно-культурного типа кочевого скотоводства.

К началу XX столетия традиционная музыкальная культура тувинцев как специфическая самобытная форма отражения быта и хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры, истории и мировоззрения народа сохранились в своей первозданности и представляла собой сложный звуковой мир, соответствующий этническому звукоидеалу. Традиционная музыка воплощала представления народа о свойствах звуков, о возможностях восприятия и их воспроизведения, об их организации и о воздействии тех или иных звуковых построений на окружающи мир и на самого человека.

Для понимания специфики тувинской музыки необходимо попытаться взглянуть на мир глазами носителей традиционной культуры и услышать звучание природыТувы ушами кочевника. Необходима способность восприятия атмосферы Тувы, ее аромата, колорита красок и звуков и тонких нюансов иногда еле улавливаемых переходных состояний природы.

Горловое пение – хоомей

Хоомей тувинцев – самобытный вид народного музыкального искусства, покоряющий и поражающий слушателей не только необычностью звучания, но и стройностью и продуманностью своих композиций. Необычность его звучания заключается в том, что исполненным голосовым аппаратом человека хоомей по характеру звучания резко отличается от вокального исполнения и никак не укладывается в рамки обычных представлений, связанных с понятием «пение». Не совсем понятным до сих пор остается и то,  каким образом одному исполнителю  удается извлекать одновременно два голоса – бурдон и обертонную мелодию. Особой, неразгаданной до сих пор тайной искусства горлового пения является местоположение второго источника звука. То, что бурдон извлекается из в области голосовых связок исполнителя, как правило, ни у кого не вызывает сомнения. В вот где и как образуются свистково-мелодичные звуки-обертоны и каким образом регулируются их высотные изменения – эти вопросы остаются открытыми.

Музыковед З.К. Кыргыс дала характеристики пяти основным стилям – хоомей, сыгыт, борбаннадыр, эзенгилээр, каргыраа и современным субстилям – бырланнадыр, деспен борбан, каргыраа певца Ойдупаа, и также древних подстилей – буга хоомей, опей хоомей, кожагар каргыраазы, даг каргыраазы, канзып, кумзаттааар, чыландык. С точки зрения музыковеда В.Ю. Сузукей, звуковая структура хоомея имеет полную  аналогию со спецификой инструментальной музыки тувинцев. И в инструментальной музыке, и в музыки хоомея звуковой материал строится по принципу бурдонно-обертонных звукосочетаний. Это принципиальное отличие традиционной инструментальной музыки от музыки европейской и иных традиций. При обычном вокальном исполнении (пении) такое соотношение звуков почти физически извлечь невозможно. Очевидно то, что при исполнении хоомея голосовой аппарат человека тувинцами интерпритируется как инструмент. Можно предположить, что даже отсутствие родового названия этого феномена свидетельствует о том, что каждый вид этого искусства (сыгыт, хоомей, каргыраа и др.) функционируют в культуре подобно самостаятельным инструментам. Целью хоомейжи (исполнителей горлового пения) является достижение собственного особого колорита звучания – игра тембрами, формирование обертонной мелодии.

Хоомей

Хоомей звучит в среднем регистре. Основной звук (бурдон) в большинство случаев находится в пределах средних звуках малой октавы. Мелодические обертоны находятся в пределах средних звуках малой октавы. Мелодические обертоны находятся в диапозоне второй и начальных звуков третьей октавы. З. Кыргыс рассматривает хоомей как исходный, базовый стиль. Положении губ то же, что при произнесении гласного звука «у». По окраске звук занимает промежуточное положение между тембрами шалмея и трубы. Иногда исполняется очень тихо, например, при убаюкивании ребенка. Для хоомея характерно наличие устойчивых и более ярко выраженных мелодических оборотов. Хоомей часто упоминается в эпосе и народных песнях. Это один из самых спокойный стилей, не требующего напряжения от исполнителя. Как правило, обучение в большинстве случаев также начинается с этого стиля из-за удобного звукоизвлечения в среднем регистре. Кроме того, регистровая основа стиля хоомей позволяет исполнителям проявлять свою творческую фантазию в бесконечном  множестве его технических разновидностей, в сочинении его субстилей. По этой причине наблюдается такое большое разнообразие субстилей хоомея: эрги хоомей, (дрений хоомей), опей хоомей (колыбельный хоомей), борбан хоомей (хоомей-перекат), буга хоомей (подражание реву быка), деспен хоомей (подражание звуку, производимому снарежением коня во время верховой езды); также субстили позднего происхождения: кумзаттаар или канзып (плач-причитание), чыландык (подражание пению птиц), барланнадыр (подражание ручейку), сирленнедир (вибрирующий хоомей) и т.д.

Самой распространенной интерпритацией термина хоомей по отношению к музыки у тувинцев является версия хоомейлээр – хооледир ырлаал (дословно «петь, изображая гудение)».

Борбаннадыр

Борбаннадыр близок к стилю хоомей. Этот такой же мягкий и спокойный стиль среднего регистра. Исполняется при том же положении губ, почти вплотную. По тембру его звучание сходно с низким регистром бас-кларнета. Дыхание расходуется очень экономно, поэтому протяженность звучания довольно  значительна. Основной тон стиль борбаннадыр на протяжении исполнения остается неизменным по высоте.

Борбак означает «круглый», борбаннадыр, соответственно – «перекатывать нечто круглое». Эта разновидность горлового пения относится к ярко выраженным звукоподражательным способам (техникам) музицирования. Эффект «округленного перекатывания» достигается за счет довольно частых смыканий и размыканий губ и движения языка. Борбаннадыр можно исполнять с базовой позиции как стилей сыгыт и хоомей, так и каргыраа, поэтому существует и такие разновидности, как «борбаннадыр сыгыта», «борбаннадыр хоомея», «борбаннадыр каргыраа».

Сыгыт

Сыгыт (тув. сыгыт) – это самый высокий по регистру звучания стиль, с очень высоко свистящими обертонами, находящимися на границе четвертой и пятой октав. По тембру звучания сыгыт напоминает флейту-пикколо. Канал для прохождения воздушной струи в полости рта сильно сужен, что вызывает предельное напряжение дыхательных органов. Мелодичное движение производится в основном кончиком языка исполнителя. Тембр опорного остинатного звука сыгыта А.Н. Аксенов сравнивает отчасти с засурдененной валторной, отчасти с ponticello виолончели. Бурдонирующий основной звук сыгыта находится в пределах средних звуков малой октавы. «Верхний голос является развитой мелодией с орнаментальным тремолированием. Обертоны, на которых строится орнаментальная мелодия распевов стиля сыгыт, звучат в очень высоком регистре» (А.Н. Аксенов).

Термин сыгыт имеет общий корень со словом «сыгы» –  «свист». Есть предание о том, что стиль сыгыт возник от подражания звуку тетивы лука.

В рамках самого стиля сыгы, помимо классического  варианта его мелодически развитого образца, исполнители, например, Генадий Тумат также воспроизводят разного рода звукоподражательные импровизации, типа киштээр (ржание лошади).

Эзенгилээр

Стиль эзенгилээр является типично звукоподражательным импровизированным исполнением в рамках регистровой основы стиля сыгыт. Обертоновые мелодии эзенгилээр очень разнообразны, так как они импровизируются исполнителями на основе различных обертоновых призвуков. Тембр звучания этого стиля по сравнению с сыгыт более мягкий. «Дифференцирующая особенность эзенгилээр заключается также в периодическом выпуске воздуха через нос на резком вздохе. Зачинная мелодическая речитация здесь отсутствует».

Слово «эзенги» означает «стремена», соответственно эзенгилээр можно перевести как «стременной». При езде серебрянная уздечка, чепрак и седло, соприкасаясь со стременами, издают характерный позвякивающий звук в ритме движения лошади иноходью. Стиль эзенгилээр является своеобразным способом подражания этому звуку, поэтому в его исполнение связано с верховой ездой. «В обертоновой мелодии, рано как и в звучании остинантного звука стиля эзенгилээр, отчетливо слышится непрерывная динамическая пульсация(чередующееся усиление и ослабленное звучания) в ритме кавалерийского аллюра галопом»,  – писал А.Н. Аксенов об этом стиле.

Каргыраа

Стиль каргыраа – самый низкий по регистру звучания звук (бурдон) которого находится в пределах четырех  начальных звуков большой октавы. «Опорный отстинантный звук каргыраа по тембру напоминает низкий регистр валторны» (А.Н. Аксенов). Мелодические обертоны каргыраа фиксируются в пределах верхних звуков  первой и второй октавы. «Обертоны, образующие мелодию, звучат чисто, слышатся ясно и отчетливо и по светлому и свистящему тембру напоминают  звучание свирели» (А.Н. Аксенов).

Название стиля звукоподражательно. Глагол каргыраар имеет два значения: «1) хрипеть, издавать сиплые звуки, 2) бурлить (при кипении, например, каши)». З.Кыргыс приводит легенду, согласно которой стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы. Каргыраа также имеет множество субстилей: хову каргыраазы (степное каргыраа), кашпал каргыраазы (каргыраа ущелья), даг каргыраазы (горное каргыраазы), кожагар каргыраазы (сопочное каргыраа), Ойдупаа каргыраазы (каргыраа Ойдупаа), буга каргыраазы (каргыраа – подражание голосу быка), думчук каргыраазы (носовое каргыраа).

По материалу «Музыкальная культура Тувы в XX столетии» В.Ю. Сузукей


Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 20 июня 2011 г. 18:45
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=39>

Responsive image