Дата•
8 июля 2017 г. 0:41
ИСКУССТВО БЕЗ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ НЕВОЗМОЖНО
Маленькая Тува с населением чуть больше 300 тысяч человек – географический центр Азии и очаг многовековой культуры. О ее своеобразии – в беседе с министром культуры Республики Тыва Алдаром Константиновичем Тамдыном. — Алдар Константинович, повсеместно развивающийся сегодня процесс проектной деятельности актуален для Министерства культуры Республики Тыва? — Безусловно. Мы списались в него абсолютно комфортно. Многое из того, чем мы занимались и раньше – организация фестивалей, конкурсов, мастер-классов – это те же проекты. Но сам факт утверждения проектной деятельности как приоритетной, безусловно, подтолкнул нас к новым нестандартным идеям. Например, есть известная аксиома: искусство без общей культуры невозможно. Мы запустили в жизнь проект «Культурный человек – культурное общество», который призван эту аксиому претворить в жизнь. Мы придумали интересные формы разговора с людьми о том, как вести себя в театре, в клубе, в музее, в библиотеке, ведь Тува – это средоточие очень специфических обычаев, правил и форм творческой деятельности. Мы не меняем нашу ментальность, но мир европейских ценностей тоже должен стать нашим. — Тем не менее есть ценности базовые. — Мы часть России, у нас два государственных языка – русский и тувинский. Но мы и часть мира. Из этого мира пришли интернет, виртуальные игры, зарубежная музыка, куда более легкая для восприятия молодежи, чем наша традиционная. И чтобы сохранить самоидентификацию народа, нам предстоит много работать. У нас есть Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Он проводит конкурсы, фестивали, посвященные национальному искусству, организует семинары и выпускает пособия по шитью традиционной одежды, обуви, проведению свадеб и других обрядовых мероприятий, даже первой стрижке волос у ребенка. Мы видим, как люди ко всему этому относятся, тянутся, и в нас крепнет уверенность в том, что мы не оторвемся от корней и ценностей, заложенных предками. Одним из важнейших проектов центра является «Кочевой хоомей» («Кошкун хоомей») – круглогодичный конкурс горлового пения, который проводится на местах. Организаторы разъезжают по Туве постоянно – сегодня они слушают певцов в одном районе, завтра – в другом. Так мы выявляем новых исполнителей среди детей, молодежи. Хотя и восьмидесятилетние чабаны могут прийти на конкурс и выступить. Благодаря этому проекту мы обновляем базу данных горловиков и собираем информацию историко-музыковедческого плана, позволяющую, например, сравнить, как звучало известное нам произведение полвека назад и как оно исполняется сегодня. А благодаря этому конкурсу мы в разы увеличили интерес в республике к горловому пению. Кроме того Центр тувинской культуры является одним из главных организаторов крупного международного фестиваля исполнителей горлового пения «Хоомей в Центре Азии». В этом году он пройдет во второй раз и будет посвящен памяти Заслуженного артиста России и Народного хоомейжи Тувы, открывшего миру искусство тувинского хоомея - Конгар-оола Ондара. Он выступал во многих странах, в американской Атланте нес олимпийский огонь, а вы знаете, какого масштаба фигурам предоставляется такая честь. В этом году ему исполнилось бы 55 лет… — Что такое ваш знаменитый хоомей? — Это передающееся из уст в уста уникальное искусство тувинцев, и даже шире –народов, проживающих в Центральной Азии. В основе горлового пения три базовых приема исполнения: каргыраа – пение басом, хоомей – пение в среднем регистре и сыгыт – это высокое, звенящее звучание. А то, как каждый конкретный исполнитель будет артикулировать, импровизировать, – это уже дело физиологии и техники. Но есть определенные музыкальные фразы, которые присущи только тувинскому горловому пению – хоомею. Это искусство – наше богатство. Его развитие, как и активное и системное продвижение, является принципиальной позицией министерства. Потому что если мы не будем пропагандировать горловое пение, то через 100 лет мы не сохраним ни наш язык, ни нашу культуру. — Хоомей – своего рода код тувинской культуры Тувы? — Горловое пение это традиции, а традиции определяют модель поведения. Хоомей не отделить от языка, от наших народных песен, игрищ, частушек (а они есть и у тувинцев, отображают, как в любом фольклоре, менталитет народа, образное мышление). Все в культуре взаимосвязано. Поэтому наше министерство вышло с инициативой учреждения Дня хоомея, и своим Указом Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол эту инициативу поддержал. Отныне 17 августа – официальный праздник, День хоомея, который отмечается не только у нас в Туве, но и во всем мире. Тем же указом учреждены титулы для хоомейжи (исполнителей горлового пения). А сейчас мы работаем над созданием Академии хоомея, в которой разрабатывались бы методики обучения этому искусству и в которую могли бы приехать люди из любой точки мира, чтобы пройти курс и получить образовательный сертификат. Интерес к такому обучению огромный. В Туву уже сегодня приезжают жители Европы, Америки и других континентов за тем, чтобы овладеть техникой тувинского горлового пения. — Хоомей мог бы стать «конвертируемой валютой» в республике.главной притягательностью этнотуризма. — Безусловно. Сейчас у нас в рамках формирования проекта «Посети Тыву», проходит конкурс на лучшее стойбище, готовое принять туристов. В программе пребывания обязательно будут выступления хоомейжи и исполнителей на национальных инструментах. У нас есть и особая «визитная карточка» для гостей республики – Тувинский национальный оркестр, в котором почти все мужчины – мастера горлового пения. В оркестре используются национальные инструменты, классифицированные по оркестровому типу. К примеру, инструмент игил (двухструнный смычковый инструмент) «играет роль» альта, но его звучание больше похоже на виолончельное. Как раз игилисты, в основном, и поют. А четырехструнный инструмент бызаанчы дает звук высокой тесситуры, как у скрипки. Но, несмотря на все аналогии, наши национальные инструменты специфичны по тембрам. При этом общее звучание оркестра очень гармоничное, а в сочетании с хоомеем еще и очень мощное. Выступления Тувинского национального оркестра всегда проходят с аншлагом. Люди говорят: приходим слушать «голос» родины. — Какова роль академической музыки в республике? — В первые послевоенные годы в Сибирь из центра страны направляли интеллигенцию – художников, музыкантов, режиссеров. С деятельностью этих первых специалистов и связано формирование академического музыкального искусства в Туве, благодаря им в 1947 году в столице республики – столице республики Кызыле была открыта первая музыкальная школа, а через 20 лет – музыкальное училище. Но, конечно же, базой академической музыки является симфонический оркестр, созданный в 1966 году при Государственной телерадиокомпании Тувы. Со временем у нас появились и свои первые профессиональные композиторы, получившие образование в Ленинградской, Казанской консерваториях, – это Алексей Чыргал-оол и Ростислав Кенденбиль. Но с распадом Советского Союза, ставшим катастрофой для многих национальных республик, негативные процессы произошли и в Туве. Многие из приехавших к нам музыкантов уехали из республики, а систему подготовки собственных кадров мы создать не успели. Лишившись преподавателей по классу скрипки и виолончели, закрылось струнное отделение в Кызылском музыкальном училище (а струнники – костяк симфонического оркестра, без них он не существует!). Сложная ситуация начала разрешаться 10 лет назад, когда были приглашены два преподавателя с еще советским консерваторским образованием из Монголии. «Под них» в Республиканской школе искусств был сделан целый набор струнников. В этом году у нас уже шесть выпускников-струнников, и, в следующем году тоже ожидаем такое же количество. Чтобы они смогли продолжить учебу, мы открываем струнное отделение в Кызылском колледже искусств им. А. Чыргал-оола. Очень надеемся, что наши первые выпускники через несколько лет начнут в нем преподавать, и у нас появится возможность системно воспитывать своих струнников. Также в этом году распоряжением республиканского правительства принята «Концепция развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Республике Тыва на период до 2025 года». В нем определены задачи и меры в регионе, и разработана дорожная карта – конкретный план мероприятий. Надеюсь, системное решение вопросов и проблем в этой области позволит нам достичь поставленных задач. — Академическая и народная музыка в республике – это два полюса или сообщающиеся сосуды? — Судите сами. Уже в восемнадцатый раз Тува проводит Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» в городе Чадане на месте полуразрушенного буддистского монастыря. На этот open-air фестиваль съезжается множество музыкантов – как любителей, так и звезд. У нас выступали саксофонист Игорь Бутман, Юрий Наумов, известный блюзмен, ныне живущий в США, авангардный афро-джаз коллектив Sun Ra Arkestra. Если говорить о географии фестиваля, то каждый год в нем участвует не менее 15 стран, а если о жанрах и стилях – то в Чадане звучит широчайший спектр музыки – от горлового пения до джаза и симфонической музыки. Как следует из названия фестиваля, главное его условие – живой звук. В 1999-м, когда «Устуу-Хурээ» тогда создавался, в стране было повсеместное засилье фонограммной музыки, и поддержка солистов, ансамблей, оркестров, верных живому исполнительству, была актуальной задачей. Но есть еще и идейный пласт. Вместе с фестивалем в далекий Чадан пришли люди разных культур и верований, толерантность стала центральной идеей фестиваля. Сегодня это и идея всей Республики Тыва. Лето обещает быть жарким для ценителей музыки и любителей хоомея и джаза: на музыкальные фестивали «Хоомей в Центре Азии» и «Устуу-Хурээ» приедут мировые звезды – Джефф Коффин, Феликс Пасториус, Джордан Перлсон, Джазмин Поп и многие другие. Ждем всех, кто хочет вживую познакомиться с искусством и культурой Тувы, и тех, кто уже знаком с Тувой, любит ее и рад приезжать сюда вновь и вновь. Алдар Тамдын окончил Кызылское училище искусств как исполнитель на игиле, участник известной фольклорной группы «Чиргилчин», с которой объездил весь мир. Подолгу жил в Китае, Америке и Европе, хорошо владеет английским языком. Знаменит на родине и за ее пределами как специалист по изготовлению национальных музыкальных инструментов и исполнитель горлового пения - хоомея. Был директором Тувинского национального оркестра и Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Три года назад, в возрасте 39 лет занял пост министра. Беседовала Лариса ДОЛГАЧЕВА