Дата•
30 января 2017 г. 21:17
Шагаа: время чистое, как белое молоко

В традициях наших предков месяц до начала Шагаа был временем тщательной подготовки к любимому праздникуДо главного праздника Тувы – Шагаа, остается почти месяц. Между тем, это время уже считается особенным – это последний месяц уходящего года – белый месяц, и провести его следует достойно. Время до наступления Шагаа и после него – глубоко сакрально. Все деяния, совершенные в это время, умножаются в тысячи раз, и плохие, и хорошие. Значение самого названия праздника «Шагаа» такое: «шаг» - время, «аа сут» - белое молоко, то есть «время, чистое, как белое молоко». Белый месяц – завершающий в уходящем году, и в это время нужно быть осмотрительным, очищаться духовно и материально – наводить порядок дома, содержать мысли и поступки в чистоте. Необходимо воздерживаться от принятия алкоголя и других негативных деяний. Предки готовили и себя, и жилище к празднику загодя. Сегодня порядок в доме многие хозяйки начинают наводить буквально накануне ночи на Шагаа, хотя по традициям наших предков, никакой грязной работой в день перед наступлением праздника т.е. «будуу хун» заниматься было нельзя. Так, если в этом году мы встречаем праздник в ночь с 26 на 27 февраля, то наводить порядок в доме и готовить праздничный стол необходимо закончить уже 25 числа. Наши предки внимательно относились к запрету на пролитие крови в месяц накануне Шагаа. Мясо для праздничного стола готовилось еще осенью, когда скот набирал вес. Готовили «хырбача» - мясное ассорти, завернутое в коровий желудок, и доставали его уже перед наступлением праздника. Ночь накануне наступления Шагаа проводили за праздничным столом и настольными играми, подолгу рассказывались сказки. А рассвет встречали обрядом разжигания ритуального костра «Сан салыры» с подношением для духов – хозяев местности. Его проводили мужчины, и считалось, что именно во время Шагаа этот обряд имел самое сильное действие. Самые уважаемые люди в аале или семье читали благопожелания – «йорээлдер». Хозяйки в это время выходили из юрт и тоже проводили «сан» - недалеко от собственных жилищ разводили ритуальный костер с подношениями, отдавая дань уважения огню, символу домашнего очага. При встрече после наступления Шагаа тувинцы здоровались друг с другом по древнему обычаю – «чолукшууру» - младшие протягивали старшим руки до локтя ладонями вверх, а старшие накрывали их ладонями вниз. В этом приветствии выражалось уважение младшего к старшему, подчеркивалось его стремление перенять накопленные мудрость и опыт, у старшего – поделиться. В то же время младший касался ладонями локтей старшего, что означало его готовность поддержать человека в возрасте.Мудрость предков, от которых к нам пришли эти обычаи, которые начинали готовиться к самому светлому празднику в году задолго до его наступления, в том, что людям давалась возможность переосмыслить прожитый год и настроиться на позитивный образ жизни, привыкнуть совершать благие деяния, содержать даже свои мысли в чистоте. Очищение жилища, избавление от накопившегося хлама приносило в дом положительную энергетику, воздержание от алкоголя избавляло от негативных деяний. До наступления любимого праздника остается не так много времени, но еще есть возможность встретить его именно так, как было в традициях тувинского народа испокон веков.