Василий Безъязыков: раненый орёл. Часть II

Василий Безъязыков: раненый орёл. Часть II

Продолжение. Начало в I части http://tuvaculture.ru/2206-vasiliy-bezyazykov-ranenyy-orel.html

 Первооткрыватель тувинскойгармонии

Трудным,но музыкально насыщенным временем были в Туве военные годы. Чтобы поднятькультурный уровень народа и воспитать свои профессиональные кадры,правительство Тувинской Народной Республики пригласило из СССР специалистоввысокой квалификации.

Накануне войны – в 1940 году– в Кызыл приезжают театральный режиссер Иван Яковлевич Исполнев, капельмейстерЛеонид Иосифович Израйлевич, во время войны – в начале 1943 года – балетмейстерАнатолий Васильевич Шатин и дирижер Ростислав Георгиевич Миронович со своимисемьями.

Четырнадцать месяцев – слета сорок третьего по осень сорок четвертого – в Кызыле работал выпускникМосковской консерватории композитор Алексей Николаевич Аксёнов. Он сразу жеувлекся местным фольклором и приступил к сочинению музыки с использованиемтувинских песен.

Результат этой огромнойработы – созданные в 1944 – 1947 годах симфонические произведения: концерт дляфлейты с оркестром на тувинские темы, сюиты «Тувинские эскизы», «Тувинскаярапсодия».

Композитор переложил девятьтувинских песен для голоса и фортепиано. А танец «Звенящая нежность»,поставленный Анатолием Шатиным на музыку Алексея Аксёнова, стал классикойтувинской хореографии.

Аксёнов был первымпрофессиональным исследователем тувинской музыки, и мелодии, которые вошли вэти произведения, ему не пришлось отыскивать годами. Рядом был человек, которыймог наиграть на баяне любую мелодию – Василий Безъязыков.

Слепой музыкант увлекалАлексея Николаевича своей неудержимой фантазией, мастерством импровизации.Совершенное знание им народной музыки и тувинского языка оказали неоценимуюуслугу приезжему композитору. Василий Сергеевич оказался незаменимымконсультантом.

Много вечеров они просиделивместе, разбирая каждую мелодию и накапливая опыт записи и трактовки непростыхв ладовом и ритмическом отношениях тувинских народных песен. Василий Сергеевичисполнял их в виде готовых обработок с функциональным наполнением баяннойфактуры. Именно музыканту-баянисту Безъязыкову принадлежит честь бытьпервооткрывателем тувинской гармонии и многоголосия.

Вернувшись в Москву, Аксёновпродолжал работу над большим трудом – монографией «Тувинская народная музыка»,выхода которой очень ждал Безъязыков, ведь в нее вложен и его труд. Но недождался. Монография вышла в свет только в 1964 году – уже после ухода из жизнии баяниста, и композитора, скончавшегося после тяжелой болезни 15 мая 1962года.

Репрессированные виртуозы –в детской музыкальной школе Кызыла

11 октября1944 года был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР «О принятииТувинской Народной Республики в состав Союза Советских СоциалистическихРеспублик». Тува стала частью СССР, и советские специалисты, работавшие здесь вкачестве иностранцев, начинают уезжать.

Зато приезжают новые – дакакие! Музыкальные профессионалы высочайшей квалификации, попавшие в Кызыл непо своей воле: пораженные в правах и отправленные сюда на поселение послезаключения по политическим статьям в сталинских лагерях.

Профессоры консерваторий,известные исполнители, композиторы стали простыми преподавателями детскоймузыкальной школы. Открылась она в Кызыле 1 июня 1947 года. Первым еедиректором была назначена пианистка Эльза Генриховна Кирштейн, она же была иединственным педагогом. Но уже в 1949 году в кызыльской детской музыкальнойшколе собирается целая плеяда специалистов высочайшего уровня.

Директором школы ипреподавателем класса скрипки становится скрипач-виртуоз Леонид НиколаевичШевчук, при котором обучение детей выходит на новый, профессиональный, уровень.

Выпускник Киевского высшегомузыкального института, профессор Ташкентской консерватории, репрессированный в1937 году, Леонид Николаевич шесть лет провел в лагерях Северного Урала.

Ему, концертирующемускрипачу, повидавшему свет и вкусившему успех исполнительской славы и народине, и в Японии, Китае, Корее, было слишком тяжело нести незаслуженный грузклейма «врага народа». Понимая абсурдность и вздорность предъявленныхобвинений, Леонид Николаевич страдал сильно, но говорить об этом с кем-либоопасался, зная, что за лишнее слово можно получить и больше. И только в узкомприятельском кругу за рюмкой вина давал волю своим чувствам: «За что?»

После реабилитации в 1955году Шевчук уезжает из Кызыла в Новосибирск, где становится преподавателем, азатем и ректором Новосибирской государственной консерватории. Его роль встановлении в Туве музыкального образования была оценена в 1969 году: присвоенозвание «Заслуженный деятель литературы и искусств Тувинской АССР».

Выпускница Ташкентскойгосударственной консерватории Елена Романовна Близнюк, супруга Шевчука,разделившая его трудную судьбу, обучала учеников школы игре на фортепиано,среди ее воспитанников был и будущий композитор Владимир Тока. По ее инициативеучениками и педагогами школы даже была поставлена детская опера «Волк и семерокозлят».

Дочь Леонида Николаевича иЕлены Романовны Дина стала первой выпускницей музыкальной школы, так как в 1949году из восьмидесяти пяти учеников только она числилась в шестом классе,остальные – в первом, втором и третьем. Как и ее родители, Дина ЛеонидовнаШевчук стала профессором Новосибирской государственной консерватории. Пианисткауспешно гастролировала в Чехословакии, Японии, Германии, Вьетнаме, Норвегии.

Еще один именитый педагогкызыльской детской музыкальной школы – пианист и композитор Сергей ФёдоровичКайдан-Дешкин, автор песни «Взвейтесь кострами».

Взвейтеськострами, синие ночи!

Мы,пионеры, дети рабочих.

Близитсяэра светлых годов,

Кличпионера: «Всегда будь готов!»

Этот марш, на протяжениисемидесяти лет бывший гимном юных пионеров, комсомолец Сергей Дешкин написал наслова Александра Жарова в 1922 году, когда он еще не имел двойной фамилии. Гимнс воодушевлением пели все школьники страны, не подозревая о том, что автормузыки стал «врагом народа».

В 1930 году, тогда он училсяв музыкальном училище имени Гнесиных и был уже состоявшимся композитором,Сергей Фёдорович был арестован «как контрреволюционер, способный на террор ишпионаж» и осужден к лишению свободы на десять лет. Основную часть этого срокаон отбывал в норильских лагерях.

После освобождения работал вКрасноярском крае, без права выезда из него, а в 1949 году по просьбе Шевчукаему разрешили поселиться в Кызыле. Здесь он трудился в музыкальной школе, велуроки сольфеджио и фортепиано. Также заведовал музыкальной частью театра,консультировал самодеятельных авторов. Опираясь на тувинский фольклор, создалоперу-сказку «Саин». Кайдан-Дешкин стал автором первого тувинского марша –«Марша тувинского комсомола». Популярной в Сибири стала и его песня-вальс«Енисей».

После полной реабилитации в1956 году композитор уезжает из Кызыла. Последним его пристанищем стал городВеликие Луки.

Баян как память об отце

Почти все педагогикызыльской музыкальной школы того времени были приезжими. Так, хоровой классвела пианистка Юдифь Рафаиловна Решес, супруга директора школы № 1 НиколаяПавловича Иванова, класс народныхинструментов – баянист Василий Адольфович Онуфриёнок.

У Василия Адольфовича училсясын Василия Безъязыкова Альберт: отец настоял, чтобы мальчик, которому он наслух – с рук – сам дал первые уроки игры на баяне, поступил в школу и освоилнотную грамоту.

Алька имел прекрасный слух,подавал большие надежды и благодаря отцовской подготовке так преуспел, что загод освоил трехгодичный курс и был переведен сразу в четвертый класс. Однакодальше учиться не стал.

«Только один 1949-1950учебный год и прозанимался, – рассказывает Альберт Васильевич. – В 1950 годуВасилий Адольфович Онуфриёнок уехал, какое-то время преподавателя класса баянане было, и я перестал посещать занятия. Профессионалами, как мечтал отец, нестали ни я, ни младший брат Валерий, который после вывиха руки прекратил систематическиезанятия с отцом.

Но я инструмент не забросил.В Доме культуры имени Сталина играл в ансамбле баянистов, руководил которымМихаил Яхонтов. Когда учился в восьмом классе, с десятиклассниками НиколаемРодионовым и Леонидом Осердцовым, его отец играл на баяне и научил сына,создали трио баянистов.

Отец мой помогал: разучивалпартии отдельно с каждым из нас, а затем – вместе со всем ансамблем. «Яблочко»,«Выходной марш» и «Лунный вальс» Дунаевского в обработке для трех баянов внашем исполнении даже были записаны на радио, и слушала их вся Тува. Баян какпамять об отце стал моим инструментом на всю жизнь».

Сохранённые пьесы

Именно благодаря АльбертуВасильевичу Безъязыкову удалось сохранить две пьесы его отца, пробовавшего себяи в качестве композитора.

Пьеса «Раненый орел» и вальс«Саянские горы» так прочно запечалились в памяти и пальцах, что и спустяполвека сын помнил, играл отцовские произведения, а преподаватель детскоймузыкальной школы Сергей Лунгов записал ноты. В 2007 году, когда в Кызыльскомколледже искусств имени Алексея Чыргал-оола отмечалось столетие со дня рожденияВасилия Безъязыкова, его произведения впервые исполнили студенты колледжа:«Саянские горы» – Томас Монгуш, «Раненого орла» – Людмила Аргунова.

В 2014 году эти произведенияв память о своем выпускнике конца тридцатых годов прошлого века стал игратьстуденческий оркестр народных инструментов Красноярского колледжа искусств.

Василий Сергеевич обладалочень тонким композиционным чутьем. К сожалению, мы так и не узнаем всего, чтоон сочинил сам или исполнял в собственной обработке. Отсутствие зрения непозволило ему записать свои произведения.

Музыкальная картинка«Раненый орел» наиболее ярко выражает внутренний мир переживаний ВасилияБезъязыкова. Экспрессивно напряженная, взволнованная мелодия в медленном темпевоспроизводит характер траурного шествия. Начинается она с тираты, котораяактивизирует первый же звук темы. Напряжение создают продолжительное тремоло,хроматизмы, трели, пунктирный ритм и синкопы.

В середине пьесы появляетсямажор, музыка высвечивается. Появляется надежда: вот сейчас орел расправиткрылья, взлетит, хотя бы еще раз! Но рана смертельна, это конец. Опятьмедленное траурное шествие. Музыка затухает.

Он звал её Толей

Невидя ее, он влюбился в голос – такой тихий и нежный, что его, как музыку,хотелось слушать бесконечно. Но согласится ли она связать свою жизнь сослепцом? Только бы согласилась, тогда и у него, наконец, появится своя семья,ее сынишка станет родным и для него.

Она ответила согласием. Такв 1933 году, в двадцать шесть лет, Василий Сергеевич Безъязыков стал женатымчеловеком. Евстолия Романовна Потылицына, родом из села Уюк, была на два годастарше мужа. Ее сына Виктора он усыновил.

Он называл ее по-своему,придумав ласковое имя Толя. И вскоре все привыкли к новому звучанию имениЕвстолия, стали называть ее по-васиному.

В 1934 году Толя родиладочь, назвали Натальей. Даже плач малышки казался счастливому отцу музыкой, вответ он убаюкивал дочурку игрой на баяне. Вслед за дочкой – новая радость: 19октября 1936 года на свет появляется сын, ему дают красивое имя Альберт.

Но недолго Наташа радовалаотца с матерью: в 1937 году во время свирепой дизентерии увял аленькийцветочек, умолк веселый звоночек, ушла доченька туда, откуда не приходят.Трудно они пережили это горе. За черной полосой – светлая: 23 декабря 1938 годаЕвстолия родила сына Валерия.

Жила семья в Кызыле на улицеЛенина, в том месте, где теперь расположен главный корпус Тувинскогогосударственного университета. Там стояли крепко срубленные хорошие дома –четырехквартирники. В одном из них Василию выделили квартиру, состоящую изкомнаты и кухни.

После рождения Валеры решилирасширяться: мала квартирка для пятерых. Купили избушку, перевезли ее на улицуПесочную, теперь Гагарина. На этом месте сейчас стоит новое здание школы № 1.

Небольшой был домик, но затосвой, с участком земли под огород и для коровы-кормилицы. Печь топили дровами,воду брали из общего колодца. Его копали на два или три соседских дома, водучерпали при помощи длинного рычага – журавля. Вода там была особенной:хрустально чистой и необыкновенно вкусной. Чтобы не заморозить колодец в зимнююстужу, закрывали его одеялами.

Работы по хозяйству хватало.Незрячий Василий, который сам постоянно нуждался в помощи, делал все, что мог:колол дрова, приносил воду из колодца, крутил мясо в мясорубке. Всё остальное,пока не подросли сыновья, ложилось на плечи жены – верной Толи.

Незаменимым помощникомматери был старший сын Виктор, он стал и надежным другом-поводырем слепомуотцу: сопровождал его на работу, на выступления.

Виктор частично разделил исудьбу отца: подростком, экспериментируя с известью, он лишился правого глаза.Но не сломался, продолжил образование: пример твердости духа был у него передглазами.

Три брата

Как же сложилась судьбабратьев Безъязыковых? Об этом рассказывает средний – Альберт ВасильевичБезъязыков:

«Старший брат Виктор сдетства тянулся к технике, постоянно что-то мастерил, изобретал,экспериментировал. Когда в школе увидел, как с помощью электрофорной машиныможно получать молнии, попытался сам сделать подобную. Для этого разобралотцовский патефон. Хорошо, что электрофорная машина у Виктора не получилась, ион смог сам восстановить патефон, без которого отец не мог жить: ему постояннонужно было слушать пластинки, запоминать новые мелодии.

А вот эксперимент с известьюзакончился печально: он стоил Виктору глаза. Но свои опыты брат не бросил.Когда собрал простенький радиоприемник, так заразился этим, что устроилсяучеником на телеграф, затем поступил в Алма-Атинский электротехникум связи, в1953 году окончил его. К музыке его не тянуло, но всегда, когда мы собиралисьвместе, он просил меня поиграть на баяне что-нибудь из репертуара отца.

Его супруга ЕвгенияПетровна, в девичестве Николаева, приехала в Туву в 1947 году. Поженились они впятьдесят первом. В пятьдесят третьем вместе с супругом поехала в Чадан, кудаВиктора направили после окончания техникума. В Чадане Виктор ВасильевичБезъязыков до выхода на пенсию работал главным инженером, начальником узласвязи. Евгения Петровна трудилась главным бухгалтером в райсобесе, позже – вотделении Союзпечати. Она – ветеран трудового фронта.

Родилидвух сыновей – Сергея и Василия, назвав их в честь деда и отца. Умер ВикторВасильевич в 2004 году, на семьдесят восьмом году жизни.

Младший брат Валерий последетского вывиха руки оставил баян и постепенно переключился на физику. Школуокончил с серебряной медалью. В 1961 году после окончания физтеха Томскогоуниверситета выбрал при распределении Красноярский завод цветных металлов, гдеи проработал до пенсии в заводской лаборатории.

Валерий после неудачногобрака один вырастил дочь Ингу. Его внук Максим Безъязыков – инженер, участвовалв строительстве олимпийского горнолыжного кластера в Сочи.

Имея прекрасный слух ихороший баритон, Валерий Васильевич с большим успехом пел в красноярскойсамодеятельности. Его коронным и любимым номером был романс из репертуара отца«Гори, гори, моя звезда».

Сейчас уже не поет, нопродолжает успешно играть в шахматы за ветеранов Кировского района Красноярска.Видимо, способности к этой игре передались ему от дяди Фёдора, который блестящеиграл в шахматы, и даже без зрительного контроля.

Я выбрал педагогику. ОкончилКызыльский педагогический институт, физико-математический факультет. Преподавали директорствовал в школах Кызыла. Супруга Эмма Валентиновна, в девичествеКизицкая, тоже педагог – учитель русского языка и литературы. Она – отличникнародного просвещения РСФСР, педстаж – 35 лет.

Мы вместе с 1956 года.Называю жену декабристочкой – за то, что когда служил в армии, она вместе смаленькой дочкой Ириной отправилась из Кызыла во Владивосток, чтобы быть ближеко мне. Там жила и работала воспитателем в детском саду. Когда демобилизовался,вернулись в Кызыл».

Альберт Васильевичпреподавал, директорствовал в кызыльских школах. С января 1981 года – директормежшкольного учебно-производственного комбината, впоследствии ставшего центромобразования «Аныяк». В 2007 году директором «Аныяка» стала его старшая дочьИрина, в замужестве Бузмакова. Здесь же трудится и младшая дочь Лариса,Валькова, и ее дочка Дарья.

Альберт Васильевичпродолжает работать в КЦО «Аныяк» заместителем директора по учебно-производственнойработе. Улыбается: «Посчитал и сам удивился – уже 58 лет педагогическогостажа».

В 2014 году АльбертВасильевич Безъязыков стал членом Общественной палаты Республики Тыва от городаКызыла. В Общественной палате избран председателем комитета по коммуникациям,информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации.

Дочери Ирина и Лариса,внучки Дарья, Мария, Ольга, правнучки Доминика и Евгения, зять-художник ВалерийВальков – есть кому петь в семейном хоре, когда четыре поколения собираютсявместе и Альберт Васильевич берет в руки баян, как когда-то его отец, музыкальныеуроки которого он помнит до сих пор.

Наследники слепого баяниста

Желающих поучиться у слепогомузыканта-виртуоза всегда было много. Василий никому не отказывал, и с годами унего сложилась своя методика обучения игре на баяне или гармошке.

Среди его учеников были итакие, кому достаточно было научиться играть русскую плясовую, вальс или песню.Их Безъязыков учил играть только с руки, не вдаваясь в тонкости.

Тех, кто замахивался насерьезное освоение инструмента, он вначале знакомил с гаммами, арпеджио иаккордами. Ученик должен был знать расположение нот на нотном стане иклавиатуре баяна. Затем переходили к народным мелодиям.

Если обучение шло на одномбаяне, показывал ученику фрагмент на правой руке. Был ли при этом баян у него вруках или в руках ученика, не имело значения. Прибавлялся фрагмент зафрагментом, и создавалось целое. После правой руки таким же образом разучивалипартию левой, чтобы затем соединить басы с мелодией.

Обучение в два баяна шло,когда ученик был уже достаточно подготовлен. Когда в городе появились ноты длябаяна, Василий предлагал ученику простейшие вещи разучить по нотам, после чего,если требовалось, исправлял его ошибки.

У дяди Васи начинали своеобучение многие будущие профессиональные тувинские музыканты и композиторы.Одним из первых, особенно пытливых его учеников, был Александр Лаптан.

В начале тридцатых годовчуткий к музыке мальчик страстно полюбил дядю Васю сего чудо-баяном. Василийтоже полюбил этого способного тувинского мальчугана. Он доверял ему носить баяни при каждой возможности учил игре на нем. А потом посоветовал обязательноучиться дальше.

Благодарясвоему башкы-учителю Александр Лаптан стал первым баянистом-тувинцем и одним изпервых композиторов-песенников Тувы. Его «Авай» – «Мама» на слова СалчакаСерена и сегодня – одна из самых популярных песен в республике.

Удивительная мелодия.Написана она в самой чистой пентатонике, не нарушающей ладовые основы тувинскойнародной песни, но ритм взят из вальса, которого до этого никогда не бывало впрактике тувинской музыки. Мягкая, пластичная и поэтичная мелодия «Авай» вошлав сознание людей как народная.

У Василия Безъязыкова училсяигре на баяне и будущий композитор, создатель первой национальной оперы «Чечени Белекмаа» Ростислав Кенденбиль.

В начале сороковых годов,будучи студентом музыкально-театральной студии, Кенденбиль часто бывал в домеБезъязыковых и всегда поражался необыкновенным способностям башкы, который поизвестным только ему характерным звукам издали узнавал его. По дороге к домуКенденбиль

придумывал новые интонации,менял голос, походку, но всё было напрасно: всякий раз Василий Сергеевич безтруда узнавал своего питомца.

«Меня удивляло его знаниесамых разнообразных инструментов, – вспоминал Ростислав Докур-оолович. – Частомы с ним занимались разбором музыкальных произведений. Мне достаточно былопрочитать ему названия звуков и их длительности, чтобы Василий Сергеевич тут жесыграл это произведение. А как было интересно заниматься с ним гармонизациейновой мелодии!»

«Сейчас смело можноутверждать, что благодаря баяну тувинская музыка приобрела новые черты. Многиекомпозиторы в республике, авторы популярных песен и танцев – баянисты, и ихтворчество связано с баяном: Солаан Базыр-оол, Альберт Танов, Кара-Кат Ооржак,Александр Ондар, Александр Анай-оол, Кан-оол Базан-оол, Батый Кенеш, Кертик-оолДанзын, Кертик-оол Монгуш, Кадыр-оол Бегзи, Тюлюш Кызыл-оол, Борис Чамбыт, ЮрийСундуй, Базыр-оол Чульдум-Сюрюн, Донгак Шактар. Все они – тоже наследникипервого профессионального музыканта-баяниста Тувы, так много сделавшего дляразвития ее музыкальной культуры», – так оценила роль Василия Безъязыковадоктор культурологии, этномузыковед Валентина Сузукей.

Значит, и я смогу

Своим учителем считали его ите, кому он не давал персональные уроки. Он был эталоном мастерства и мечтойсовершенства. Достаточно было побывать на концерте виртуоза, чтобы заразитьсямузыкой, стремлением освоить баян так же, как он.

«Он приобщил нас к музыке»,– так отзывался о Василии Сергеевиче Безъязыкове один из профессиональныхбаянистов Тувы Семён Лукич Бухтуев, десятилетним мальчишкой, в тридцатые годы,очарованный игрой мастера.

«Одно из самых яркихвоспоминаний моего детства – на сцену Сарыг-Сепского клуба выходит человек сбаяном, – вспоминал Бухтуев. – Он слеп, и ему помогает идти ведущий концерта.Вот в наступившей тишине полилась мелодия русской песни, затем вдруг пальцы таки забегали по кнопкам и, казалось, не будет удержу быстрым звукам задорнойплясовой. Потом музыкант брал в руки гармони – хромку, русского строя венку – ииграл по заказамслушателей песни, плясовые наигрыши. Гармоники в его руках обретали каждая свойголос, музыкант чутко улавливал манеру игры деревенских гармонистов, ислушатели бурно выражали свой восторг».

В конце сороковых годовпосле очередного концерта в Чаа-Хольском районе к Василию Сергеевичу подвелимальчика лет тринадцати. Этот мальчик был слеп. Его звали Солаан Базыр-оол.

Безъязыков с большимвниманием слушал его игру на тувинских национальных инструментах и сразу угадалв юном музыканте большое дарование, которое нужно было развивать. По его советуСолаан стал серьезно учиться игре на баяне.

Но не только добрый советподдержал мальчика на трудном пути освоения мира музыки. На концерте он получилхороший урок профессионализма. Солаан был восхищен: «Ведь этот музыкант тожеслепой, и так прекрасно играет на баяне! Значит, и я смогу научиться».

В 1957 году Солаан Базыр-оолприехал в Кызыл на республиканский смотр художественной самодеятельности. Здесьсостоялась еще одна встреча с Безъязыковым, которая вновь повлияла на судьбумолодого музыканта. Василий Сергеевич посоветовал Солаану ехать в Оренбург – вспециальную школу для слепых, где можно было совершенствоваться и в игре набаяне.

Солаан так и сделал. Окончилшколу в Оренбурге, потом – музыкальное училище в Иркутске. Вернувшись в роднойЧаа-Холь, стал преподавать в школе уроки пения. Очень скоро из-под пальцевмузыканта полились новые мелодии, которые запела вся Тува.

Произведения СолаанаКыргысовича Базыр-оола и сегодня – сокровищница песенного творчества. Среди них«Черемуха», «Дорожная», «Подмигни», «Скажи», а также всенародно любимая «В осеннемсаду» на слова Сергея Пюрбю в переводе Светланы Козловой.

В мире звуков, как птица ввоздухе

В мире звуков он чувствовалсебя, как птица в воздухе. Мог настраивать пианино без камертона и отзывался напросьбы всех, кто просил его об этом.

Периодически его приглашалинастраивать фортепиано самому Салчаку Калбакхорековичу Токе. После завершенияработы хлебосольный хозяин всегда приглашал к столу.

Постоянно сопровождавшийотца Виктор Безъязыков вспоминал один такой обед. Ему хотелось выглядеть оченьвоспитанным, и хлеб из тарелки в центре стола он решил взять не рукой, авилкой. Ломоть упал и с брызгами плюхнулся в тарелку с супом.

Смутившись, Виктор встализ-за стола. «Куда?» – спросил Тока. «Спасибо, наелся!» Тока повелительнозаявил: «Ну-ка, садись, ешь!» Он знал, что в семье Безъязыковых не всегда былосытно.

Не раз бывали они и на дачеСалчака Токи, который любил слушать слепого баяниста, способного сыграть всё,что желала его душа. Тока ведь и сам в молодости играл на гармошке.

Богат и разнообразен былрепертуар Василия Сергеевича: произведения Глинки, Чайковского, Шумана,Бетховена, Штрауса, Огинского, русские и тувинские народные песни, всепопулярные в то время песни советских авторов.

Как аккомпаниатор во времятеатральных концертов он отличался высоким профессионализмом. Егоинструментальная партия никогда не ограничивалась дежурными аккордами, апредставляла собой свободную импровизацию на тему исполняемой песни иодновременно служила опорой и поддержкой вокалисту. А когда труппа музыкально-драматическоготеатра ехала в районы на гастроли, Безъязыков с баяном заменял целый оркестр,необходимый при исполнении оперы Семёна Гулак-Артемовского «Запорожец заДунаем».

В начале пятидесятых годов вТуве начинается период широкого развития художественной самодеятельности сосмотрами талантов. Василий Сергеевич помогал в организации ее в городе Чадане,в селе Самагалтай. Много времени и внимания он уделял самодеятельнымколлективам Кызыльского узла связи и типографии.

Во время репетиций никогдане раздражался на непонятливость, неспособность и глухоту других, мог много разтерпеливо объяснять и показывать, как надо правильно играть и петь.

В пятидесятые годысредоточием культурной жизни Кызыла становится построенный после войны в центрегорода кинотеатр «30 лет ВЛКСМ». Через него прошли все жители Кызыла, от маладо велика.

Директором кинотеатра былфронтовик Пётр Мартынов. Он сам играл на аккордеоне, беря уроки у ВасилияБезъязыкова. Самозабвенно любя музыку, Пётр Леонидович сделал кинотеатр «30 летВЛКСМ» местом, где формировались музыкальные вкусы: изюминкой кинотеатра былинструментальный ансамбль, игравший перед сеансами в фойе, а летом – наплощадке перед ним.

Так жизнь вновь свеласлепого музыканта с киноискусством, работу в котором он оставил с приходомзвукового кино.

Руководил ансамблем пианистАлександр Норкевич, он же расписывал ноты для исполнителей. Василий Безъязыковиграл на баяне, если нужно было, менял его на аккордеон или садился зафортепиано, подменяя руководителя.

Юрий Мистрюков играл накларнете, Владимир Юшков – на ударных. Звучали в ансамбле и труба, скрипка,виолончель, контрабас, тромбон. Пела яркая блондинка Тамара Абрамова.

В репертуаре ансамбля былинародные и советские песни, популярные классические произведения.

Оборотная сторона

Для ТувыВасилий Сергеевич Безъязыков был просто дядей Васей. Его знали все, и он зналмногих.

Те, кто был близок к нему,отмечали его доброту, простоту в общении, благородство и корректность. Слепотане сломила его, он не замкнулся в себе, не был угрюмым. Любил пошутить, обладалфеноменальной памятью. Например, отвечая на приветствие человека, с которым онлишь недавно познакомился, называл его по имени.

Но была у этой популярностии оборотная сторона. С молодых лет Василий был окружен поклонниками. Оченьчасто они, вдохновленные чудесным исполнением, хотели сделать музыкантуприятное. И угощали вином. Василий пил, потому что не хотел обидеть подносившего.

Женитьба, рождение сыновейизменила его отношение к, казалось бы, невинным возлияниям. Он научилсяотказываться, месяцами не брал в рот спиртного, но в какой-то момент, не безпомощи «друзей» музыки, срывался. Придя домой, долго не мог заснуть, ходил взади вперед.

Любимая Толя стараласьуспокоить, уговорить его, присоединялись и дети: «Папа, ложись спать!» Невсегда такие эпизоды заканчивались миром. Наступал эмоциональный взрыв. Онплакал, обвинял всех и вся, мучился сам и мучил семью. Иногда приходилосьуводить его к матери, где он, наконец, успокаивался.

Затем приходило горькое итяжелое отрезвление с осознанием своей неправоты. Василий Сергеевич стыдилсясодеянного, каялся, просил прощения и возвращался к семье.

Когда покидает музыка

В 1955 году, измученнаябазедовой болезнью, умирает Евстолия Романовна. Смерть жены сильно подкосилаВасилия Сергеевича – жизнь потеряла основу. Осиротел дом. И сыновья выросли,выпорхнули из гнезда.

Нуждающегося в постояннойопеке Василия позвала к себе в Чадан сестра Ульяна, в замужестве Ядрошникова.Отплатила добром за добро. В 1938 году муж ее Николай Илларионович Ядрошников,бывший красный командир, был арестован, а 13 июня 1939 года расстрелян как«враг народа» – японский шпион. После ареста мужа Ульяну с четырьмя дочкамивыгнали из дома. Репрессированную семью приютил Василий, хотя у него сЕвстолией было уже трое детей. Вдесятером стали жить в крохотной квартирке –комнатка да кухня.

Теперь Ульяна позаботилась обрате. Но болезни преследовали Василия. Он уже не мог играть на баяне так, какв пору расцвета сил.

Страстно хотелось видеть. Восне приходили образы из детства, такие яркие, что не хотелось просыпаться.Часто снились голоса родных, друзей, знакомых. Иногда и незнакомые звукитревожили сердце.

Как раненый орел из своейпьесы, он из последних сил пытался взлететь, но не мог. Музыка, дававшаякрылья, покинула его. А без нее жизнь теряла смысл.

12 апреля 1959 года ВасилийСергеевич Безъязыков скончался в Кызыле, куда вернулся из Чадана незадолго доэтого. Сыновья были далеко, хоронили его немногие близкие и мама ПелагеяМелентьевна.

Если вы захотите найтимогилу слепого баяниста, так много сделавшего для музыкального развития Тувы,то она – на старом кладбище Кызыла, недалеко от могилы его жены Евстолии Романовны.

Фото:

1. Василий Безъязыков сженой Евстолией, дочерью Натальей и сыном Виктором. Кызыл. Начало 1937 года.

Зинаида КАЗАНЦЕВА

Под редакцией Надежды АНТУФЬЕВОЙ

Газета «Центр Азии»

centerasia.ru


Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 11 марта 2015 г. 18:04
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1618>

Responsive image