История Тувы глазами Салчака Токи, человека из чума

История Тувы глазами Салчака Токи, человека из чума

Непростаязадача была поставлена перед коллективом Национальногомузыкально-драматического театра имени Виктора Кок-оола – в год столетияединения России и Тувы отобразить историю глазами противоречивой фигуры –Салчака Калбак-Хорековича Токи. В результате родился спектакль «Тос чадырданунгеш» – «Человек из чума».

Спектакль– масштабный и многонаселенный, в нем занята вся труппа Национального театра,состоящая из тридцати четырех актеров разных возрастов, кроме того, приглашеныартисты Тувинского государственного театра кукол. В роли Тока выступают пятьартистов, воплотивших его образ на разных этапах: от детских лет – до прощанияс жизнью и подведения ее итогов.

Самогомаленького Току – Тывыкы, живущего в берестяном чуме, играет двенадцатилетнийБагыр Ондар, ученик шестого «а» класса гимназии №5 Кызыла, сын ушедшего изжизни в 2013 году актера Национального театра Оолака Ондара.

«Я ираньше играл в спектаклях Национального театра, – рассказывает маленький актер.– Когда мне было три, играл в «Хайыраан бот», а в прошлом году – в«Кюльтегине». Чтобы сыграть роль Токи мне пришлось пройти кастинг. Мальчиков,желающих сыграть роль маленького Токи, было много. Режиссер попросил меняисполнить тувинскую частушку – кожамык. А когда начались репетиции, онобъяснил, что я должен сильно плакать, так как мой герой очень хочет есть.Знаю, что Тока – большой начальник, мне о нем рассказали артисты».

Току –подростка, влюбленного сначала в Веру, а потом в Нюру, играет молодой актерНационального театра Айдыс Даржай: «Исполнить роль Токи для меня – большаяответственность, так как это человек, который управлял всей Тувой. Со школы язнаком с произведением Салчака Токи «Слово арата» и знаю о том, какую непростуюжизнь он прожил. Работая над ролью, вновь перечитал трилогию и ввел некоторыеновые фразы в текст моего героя. Задумался о том, какой он – влюбленный Тока?Думаю, любой человек во влюбленном состоянии мягкий и романтичный. Такой и мойгерой».

РольТоки молодого, только что вернувшегося на родину после учебы в Москве, в Коммунистическомуниверситете трудящихся Востока имени Иосифа Сталина, исполняет молодой актертеатра Орлан Оюн. Эта работа, по его признанию, серьезно повлияла намировоззрение:

«Когдасообщили о том, что я утвержден на эту роль, не совсем понимал масштаб этойличности. Для меня это была всего лишь очередная роль. Но когда начал изучатьего биографию, деятельность, понял, что играю великого человека, и меняохватило волнение. Было интересно читать о том, как он работал, как выезжал врайоны, встречался с народом. По воспоминаниям знавших его, Тока был оченьпростым и обаятельным человеком, умевшим убеждать людей. Думаю, в наше время нехватает именно таких ответственных руководителей-трудоголиков. Он до концаостался верен своим идеалам, убеждениям. Работая над ролью, понял, что нашасудьба – в наших руках, даже возникла мысль продолжить образование в Москве».

Заслуженный артист Тувы Леонид Кан-оолиграет роль Токи второй раз в жизни. В первый раз – в спектакле «Свидетель –темная ночь» по пьесе Чылгычы Ондара. На этот раз ему достался ответственныйотрезок из жизни Токи – генерального секретаря: время, когда началась ВеликаяОтечественная война, и он принял решение о том, что молодая тувинскаяреспублика должна помочь братскому Советскому Союзу.

«Многоматериалов о том, как работал Тока, какие слова говорил людям, я прочитал,когда работал над ролью генсека в первый раз, – рассказывает Леонид Кан-оол. –На это раз я глубже изучил то время. В спектакле я произношу важные слова,которые действительно произнес Тока 22 июня 1941 года. В пьесе этого не было,по наказу режиссера специально сходил в архив и нашел тот документ».

ПожилогоСалчака Калбакхорековича, подводящего итоги жизни в московской больнице, сыгралнародный артист Тувы Александр Салчак, который видел Току в подростковомвозрасте.

«В селеКызыл-Даг Бай-Тайгинского района мы жили по соседству с Сагды Амырбитовной,родной сестрой Хертек Амырбитовны Анчимы. Тока-дарга и Анчимаа-дарга частоприезжали к ней, – вспоминает Александр Салчак. – Раньше, как правило, всядетвора прибегала в тот дом, где гостили приехавшие издалека, и гости угощалидетей гостинцами. Так и мы заходили и молча выстраивались у двери, глядя наприехавших больших начальников. Помню, Тока-дарга сидел на почетном месте, аАнчимаа-дарга каждому из нас давала сладости, и мы выходили.

Токачасто приезжал в Кызыл-Даг и по службе, проводил собрания в клубе. Мы,школьники, туда, конечно же, не ходили. Там бывали наши родители, которыеприходили с этих собраний в хорошем настроении и говорили, что Тока-дарга оченьвеселый, все время шутил. Ни сном, ни духом не чуял, что когда-нибудь будуиграть его. Иначе бы еще тогда изучил его походку, характер, манеру общения. Ноне думаю, что его надо изображать точь-в-точь, не совсем верно увлекаться насцене натурализмом. Главное для меня – это трактовка режиссера АлексеяОоржака».

Втечениегода шла кропотливая работа по сбору материала, разработке драматургической,режиссерской и сценографической концепций «Человека из чума». Постановочнойгруппе важно было, чтобы спектакль не получился повествованием биографииглавного героя, а позволил укрупнено взглянуть на самые важные решения Токи.

Режиссерспектакля – заслуженный артист России и народный артиста Тувы Алексей Ооржаксобрал маститых деятелей культуры, с которыми он уже не раз работал, получаявпоследствии отличный результат. Насыщенную действиями пьесу на основе трилогииСалчака Токи «Слово арата» написал народный писатель Тувы Эдуард Мижит, асценография и костюмы решены народным художником Тувы Начыном Шалыком.

НачынШалык создал декорации в монохромных тонах, которые как нельзя лучше отсылают кретроспекции – к воспоминаниям прошлого. Не зря режиссер обозначил жанрпостановки как драматический коллаж. Тщательно созданное световое оформлениеделает сценографию красноречивой, углубляя смысл происходящего.

Большоевнимание уделено музыкальному оформлению спектакля. Руководитель музыкальнойчасти Наталья Лопсан внимательно изучила вокальные и инструментальныепроизведения того времени и создала музыкальную партитуру, насыщенную хоровыминомерами, народными русскими, тувинскими песнями и сочинениями композитора ВладимираТоки, сына Салчака Калбак-Хорековича.

Посколькугерои спектакля – реально существовавшие лица, огромная работа была проделанахудожником по гриму, заслуженным работником культуры Тувы Людмилой Волошиной.Она постаралась максимально приблизить внешнюю схожесть актеров к их героям.Для этого пришлось поработать с архивными фотографиями. Почувствовать дух тоговремени и создать образы в соответствии эпохе помог альбом архивных снимков«Черно-белая Тува». Помощь в этом деле оказала и редакция газеты «Центр Азии»,кропотливо собирающая истории судеб интересных личностей Тувы и предоставившаяранние, неизвестные прежде, фото Токи.

19апреля в Национальном музыкально-драматическом театре имени Виктора Кок-оола –премьера спектакля «Тос чадырдан унгеш» – «Человек из чума».

Виктория Хомушку,

centerasia.ru


Поиск новостей

Метаданные новости

  • Дата: 19 апреля 2014 г. 16:09
  • Разместил: Пресс-служба Министерства культуры Республики Тыва
  • Источник: http://culture.rtyva.ru/?p=1455>

Responsive image